Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

два урока повторения, можно отдать предпочтение вто­ рому плану. При этом варианте вполне возможно, что учитель не будет выделять проблемы отдельно, а даст фактический материал по истории Мурмана в связи с общими процессами социалистической индустриализа­ ции, коллективизации и культурной революции в стране. Но и при том, и при другом варианте ц е л ь у р о к а остается неизменной: 1) показать, что Коммунистиче­ ская партия, Советское правительство и лично В. И. Ле ­ нин уделяли огромное внимание развитию производи­ тельных сил Европейского Севера Советской России, в том числе и Мурмана; 2) подчеркнуть, что социали­ стические преобразования на Кольском полуострове бы­ ли объективной закономерностью, а их темпы были даже выше, чем в других районах страны; 3) доказать, что экономические преобразования на Мурмане проходили параллельно с политическими и культурными и привели к изменению классового соотношения и социальной структуры, к активизации общественно-политической жизни мурманчан. Н а г л я д н ы е п о с о б и я и т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а о б у ч е н и я : карта Мурманской области, атлас «Мурманский округ Ленинградской области», кар­ ты общего курса истории СССР: «Индустриальное раз­ витие СССР за годы первых пятилеток. 1928—1940 гг.», «Культурное строительство в СССР за годы Советской власти», «Север и Северо-Запад европейской части РСФСР» и «Электрификация СССР». Можно использо­ вать на этом уроке киноматериалы по истории Мурман­ ска, Кировска, Монче-тундры, диаграммы роста уловов рыбы, добычи апатитовой руды, роста объемов капита­ ловложений в 1928—1940 гг. При освещении вопроса о роли В. И. Ленина в раз­ витии производительных сил Мурмана необходимо под­ черкнуть: 1. Владимир Ильич Ленин, являясь руководителем Коммунистической партии, международного коммуни­ стического движения, Председателем Совета Н а ­ родных Комиссаров и Совета Труда и Обороны, был занят решением огромного числа вопросов: полити­ ческих, экономических, военных, теоретических, орга­ низационных, идеологических и т. д. Среди этих во­ просов были и касающиеся Севера. Об этом говорят его 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz