Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

жны четко знать, что Советская власть на Мурмане утвердилась в октябре 1917 г., но затем интервенты и белогвардейцы военным насилием и дипломатическим обманом установили буржуазный строй, который просу­ ществовал менее двух лет. Восстановление Советской власти на Севере РСФСР было процессом объективным и закономерным. Из субъективных факторов особо сле­ дует отметить роль большевиков в руководстве мур­ манским подпольем. Восстановление Советской власти произошло в ре­ зультате вооруженного восстания 20—21 февраля 1920 г. в Иоканге, Александровске и Мурманске, подго­ товленного и осуществленного болыпевиками-подполь- щиками. Оно совершилось в самый разгар гражданской войны, в период разгрома второго объединенного похо­ да Антанты, в тылу белогвардейских войск, действовав­ ших на Мурманском направлении. Главными силами восставших в Мурманске были рабочие торгового порта, возглавляемые машинистом Кузьмой Песочниковым, ма­ тросы во главе с Григорием Радченко и солдаты гарни­ зона во главе со штабс-капитаном И. И. Александро­ вым-Орловым. Вот об этих людях, а также о В. Ф. Полухине, Н. Д. Курасове, Э. И. Пиринен и других героях граждан­ ской войны на Севере и должна идти речь при освещении последнего вопроса урока. Надо показать их жизнь и политическую деятельность до приезда на Кольский по­ луостров, познакомить с последующей работой. Жела ­ тельно, чтобы в каждом районе и селе, существовавшем в период Октябрьской революции и гражданской вой­ ны, были названы свои герои. Домашнее задание к § 8 как раз и ставит эту цель. При подготовке к этому уроку учитель может исполь­ зовать те же источники, что и по предшествующей теме (сборник документов и материалов «Борьба за уста­ новление и упрочение Советской власти на Мурмане», «Очерки истории Мурманской организации КПСС», мо­ нографии М. И. Шумилова и А. А. Киселева). Кроме того, учитель может использовать документы из сборников «Ленин и Север» и «Северный фронт. 1918—1920». О партизанах Кандалакшского района можно про­ читать в книге Г. Г. Кузьмина и Е. Ф. Разина «Канда­ лакша». 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz