Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

борьбы трудящихся Мурмана против интервентов и бе­ логвардейцев. Ведь Кольский полуостров к осени 1918 г. стал глубоким тылом для белогвардейцев, англи­ чан и французов, державших фронт против Красной Ар­ мии на реке Онда (в Карелии). Но, несмотря на жесточайший оккупационный режим и зверские буржуазные порядки, население Кольского полуострова не примирилось с захватчиками и вело борьбу за свои права. Портовики и железнодорожники бастовали, проводили митинги и демонстрации протеста, недовольное население сотнями уходило на юг, в цен­ тральную Россию. В 1919 г. борьба против оккупантов стала еще активнее: на улицах Мурманска появились листовки и прокламации с призывом свергнуть бело­ гвардейский режим, поморы отказывались служить в «народном ополчении» и в Славяно-Британском леги­ оне; чаще саботировались проводимые белыми меропри­ ятия. На территории полуострова активно действовали партизанские отряды и группы. Можно привести ряд до­ кументов о действиях партизан из сборника «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурма­ не», здесь же дать характеристику руководителей пар­ тизанского движения: Ивана Поспелова, Михаила Ива­ нова, Федора Пасторова. Активные партизанские действия, недовольство мур­ манского населения, наступление частей Красной Ар­ мии на фронте, международное движение «Руки прочь от России!» — все это, вместе взятое, заставило интервен­ тов бесславно закончить интервенцию на Севере и в ок­ тябре 1919 г. покинуть Мурманск. Бегство интервентов вызвало, с одной стороны, уси­ ление подпольного движения, а с другой — растерян­ ность и панику среди белогвардейцев. Их дни были уже сочтены. При разборе этого вопроса необходимо полнее ис­ пользовать карту на с. 35 учебного пособия, особенно ту часть ее, которая касается боев на Мурманском на­ правлении. Работу с картой можно поручить учащимся в качестве домашнего задания, а на следующем уроке проверить его. При анализе третьего вопроса необходимо подчерк­ нуть значение формулировки — «восстановление Совет­ ской власти», раскрыть ее содержание. Учащиеся дол­ 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz