Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
борьбы трудящихся Мурмана против интервентов и бе логвардейцев. Ведь Кольский полуостров к осени 1918 г. стал глубоким тылом для белогвардейцев, англи чан и французов, державших фронт против Красной Ар мии на реке Онда (в Карелии). Но, несмотря на жесточайший оккупационный режим и зверские буржуазные порядки, население Кольского полуострова не примирилось с захватчиками и вело борьбу за свои права. Портовики и железнодорожники бастовали, проводили митинги и демонстрации протеста, недовольное население сотнями уходило на юг, в цен тральную Россию. В 1919 г. борьба против оккупантов стала еще активнее: на улицах Мурманска появились листовки и прокламации с призывом свергнуть бело гвардейский режим, поморы отказывались служить в «народном ополчении» и в Славяно-Британском леги оне; чаще саботировались проводимые белыми меропри ятия. На территории полуострова активно действовали партизанские отряды и группы. Можно привести ряд до кументов о действиях партизан из сборника «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурма не», здесь же дать характеристику руководителей пар тизанского движения: Ивана Поспелова, Михаила Ива нова, Федора Пасторова. Активные партизанские действия, недовольство мур манского населения, наступление частей Красной Ар мии на фронте, международное движение «Руки прочь от России!» — все это, вместе взятое, заставило интервен тов бесславно закончить интервенцию на Севере и в ок тябре 1919 г. покинуть Мурманск. Бегство интервентов вызвало, с одной стороны, уси ление подпольного движения, а с другой — растерян ность и панику среди белогвардейцев. Их дни были уже сочтены. При разборе этого вопроса необходимо полнее ис пользовать карту на с. 35 учебного пособия, особенно ту часть ее, которая касается боев на Мурманском на правлении. Работу с картой можно поручить учащимся в качестве домашнего задания, а на следующем уроке проверить его. При анализе третьего вопроса необходимо подчерк нуть значение формулировки — «восстановление Совет ской власти», раскрыть ее содержание. Учащиеся дол 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz