Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

При разборе второго вопроса урока рекомендуем вернуться к общему материалу по истории гражданской войны, помочь учащимся вспомнить, как В. И. Ленин возглавлял оборону Советской Республики, как опера­ тивно руководил действиями Восточного, Южного, З а ­ падного фронтов, и только после этого перейти к анали­ зу содержания второго вопроса урока. Не преувеличи­ вая роль Северного фронта (затем 6-й отдельной ар­ мии), следует показать заботу В. И. Ленина о ее воору­ жении, командных кадрах, моральном духе. При этом можно воспользоваться двумя источни­ ками. В о - п е р в ы х , ленинскими документами — телеграм­ мами, предписаниями, запросами, посланными на Север по поводу его обороны и защиты, а также письмами и телеграммами, адресованными В. И. Ленину (они опуб­ ликованы в сборнике документов под ред. А. Ф. Горлен­ ко и Н. Р. Прокопенко «Северный фронт. Борьба совет­ ского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на Советском Севере (1918—1920)». М., Политиздат, 1961). В о - в т о р ы х , воспоминаниями участников граждан­ ской войны на Севере, лично встречавшихся с Лениным. Особую ценность представляют воспоминания чрезвы­ чайного комиссара Севера М. С. Кедрова («Из красной тетради об Ильиче»). Говоря о роли В. И. Ленина в организации защиты и обороны Мурмана, следует иметь в виду два момента. Первый: В. И. Ленин рассматривал события на Се­ вере взаимосвязанно, в комплексе с общей обстановкой в стране и во всем мире; он указывал на связь войны на Мурмане с боями на Востоке и Западе страны, ста­ вил события на Мурмане в прямую зависимость с граж­ данской войной в Финляндии, предсказывал крах ин­ тервенции в связи с растущим движением «Руки прочь от России!». Второй момент: проблемы обороны Мурмана и раз­ вития его производительных сил весной 1918 г. неодно­ кратно обсуждались на заседаниях Совета Народных Комиссаров, проходивших под руководством В. И. Ле ­ нина; только в апреле—мае 1918 г. вопросы обороны Мурмана обсуждались на заседаниях СНК девять раз. При освещении второй части этого вопроса учитель должен прежде всего показать разнообразие методов 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz