Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
При разборе второго вопроса урока рекомендуем вернуться к общему материалу по истории гражданской войны, помочь учащимся вспомнить, как В. И. Ленин возглавлял оборону Советской Республики, как опера тивно руководил действиями Восточного, Южного, З а падного фронтов, и только после этого перейти к анали зу содержания второго вопроса урока. Не преувеличи вая роль Северного фронта (затем 6-й отдельной ар мии), следует показать заботу В. И. Ленина о ее воору жении, командных кадрах, моральном духе. При этом можно воспользоваться двумя источни ками. В о - п е р в ы х , ленинскими документами — телеграм мами, предписаниями, запросами, посланными на Север по поводу его обороны и защиты, а также письмами и телеграммами, адресованными В. И. Ленину (они опуб ликованы в сборнике документов под ред. А. Ф. Горлен ко и Н. Р. Прокопенко «Северный фронт. Борьба совет ского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на Советском Севере (1918—1920)». М., Политиздат, 1961). В о - в т о р ы х , воспоминаниями участников граждан ской войны на Севере, лично встречавшихся с Лениным. Особую ценность представляют воспоминания чрезвы чайного комиссара Севера М. С. Кедрова («Из красной тетради об Ильиче»). Говоря о роли В. И. Ленина в организации защиты и обороны Мурмана, следует иметь в виду два момента. Первый: В. И. Ленин рассматривал события на Се вере взаимосвязанно, в комплексе с общей обстановкой в стране и во всем мире; он указывал на связь войны на Мурмане с боями на Востоке и Западе страны, ста вил события на Мурмане в прямую зависимость с граж данской войной в Финляндии, предсказывал крах ин тервенции в связи с растущим движением «Руки прочь от России!». Второй момент: проблемы обороны Мурмана и раз вития его производительных сил весной 1918 г. неодно кратно обсуждались на заседаниях Совета Народных Комиссаров, проходивших под руководством В. И. Ле нина; только в апреле—мае 1918 г. вопросы обороны Мурмана обсуждались на заседаниях СНК девять раз. При освещении второй части этого вопроса учитель должен прежде всего показать разнообразие методов 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz