Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

4) рассказать о борцах за Советскую власть на Мурма­ не, подчеркивая, что их дело борьбы за коммунизм про­ должает новое поколение советских людей. Н а г л я д н ы е п о с о б и я и т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а о б у ч е н и я : исторические карты «Ино­ странная военная интервенция и гражданская война в СССР (февраль 1918 — март 1919 г.)», «Разгром вто­ рого похода Антанты (октябрь 1919 — март 1920 г.)» или «Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (1919—1920)», карта Мурманской обла­ сти, карта-схема «Военные действия на Севере в годы гражданской войны» (см.: Учебное пособие, с. 35), а также кинофрагменты и диафильмы о гражданской войне на Севере. Повторение предыдущей краеведческой темы «Уста­ новление Советской власти на Мурмане» рекомендуется провести по вопросам и заданиям, данным в учебном пособии. Разбор первого вопроса можно поручить двум ученикам, вызванным к доске. Один составляет план ответа на вопрос об объективных экономических усло­ виях накануне социалистической революции на Мурма­ не, другой — на вопрос о политических предпосылках Великого Октября. Выявление уровня знаний по третье­ му вопросу плана предыдущего урока можно провести либо путем пятиминутной общей письменной работы для всех учащихся, либо путем выполнения этого зада­ ния дома. Материал урока по истории гражданской войны в на­ шем крае естественно вписывается в общий курс истории СССР, и его рекомендуется дать в конце темы перед уроком о причинах и значении победы советского наро­ да над армиями интервентов и белогвардейцев. Для лучшего восприятия и усвоения краеведческого материала учащимися в начале рассказа учителю еще раз следует обратить внимание на место Мурмана в системе административно-политического устройства Европейского Севера России. Используя межпредмет­ ные связи, следует вспомнить некоторые сведения по географии Мурмана: каково расстояние до Архан­ гельска, Петрограда и Москвы; с какими государствами имеет Мурман сухопутную границу; какие моря омыва­ ют Кольский полуостров; как далеко от Мурманска до Котласа и Печоры, где интервенты с Севера думали со­ единиться с войсками Колчака. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz