Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

и в саамских погостах. Поэтому хотелось бы, чтобы школьные учителя с помощью учащихся выявили уча­ стников революционных событий, старожилов и записа­ ли их воспоминания. Вполне возможно, что кое-где в селах, в городских семьях старожилов есть старые книги, газеты, листовки и письма периода Октябрьской революции. Собрать эти материалы в школьных музе­ ях — важная и ответственная задача. При подготовке к этому уроку учитель может ис­ пользовать следующую литературу: «Борьба за уста­ новление и упрочение Советской власти на Мурмане». Сборник документов и материалов. Мурманск, Кн. изд-во, 1960; «Очерки истории Мурманской организации КПСС». Мурманск, 1969, гл. 1; А. А. Киселев. «Родное Заполярье». Мурманск, 1974; М. И. Шумилов. «Октябрь­ ская революция на Севере России». Петрозаводск, 1973. Если ученики будут задавать вопросы о книге В. К. Кетлинской «Вечер. Окна. Люди», то учитель дол­ жен разъяснить, что знакомство с этими раздумьями- воспоминаниями по истории Мурмана видной советской писательницы полезно, однако читатель должен учиты­ вать субъективизм автора. Что же касается книги В. Пикуля «Из тупика», то ее не следует рекомендовать школьникам, ибо эта «до­ кументальная хроника» извращает исторические собы­ тия на Мурмане, дает неправильную характеристику десяткам лиц. Книга написана броско, читается легко, однако мурманские события 1917—1920 гг. в книге искажены до неузнаваемости. В заключение хотелось бы сказать, что тема «Уста­ новление Советской власти в нашем крае» — пожалуй, одна из самых сложных в курсе мурманского краеведе­ ния. Ее настоящая разработка началась только после XX съезда КПСС, причем старая точка зрения, что на Мурмане не существовало реальных классовых сил и потому никакой революции не было, уступала место в теоретических дискуссиях и научных спорах. Однако и сейчас кое-где в школах встречаются устаревшие кон­ цепции о развитии социалистической революции, осно­ ванные на литературе 40—50-х годов. В силу всего вы­ шеизложенного этот урок должен нести особую остроту идейно-политического воздействия. Поэтому учитель должен еще раз перечитать ленинские произведения периода революции, а также такие основополагающие 3 И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz