Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
и в саамских погостах. Поэтому хотелось бы, чтобы школьные учителя с помощью учащихся выявили уча стников революционных событий, старожилов и записа ли их воспоминания. Вполне возможно, что кое-где в селах, в городских семьях старожилов есть старые книги, газеты, листовки и письма периода Октябрьской революции. Собрать эти материалы в школьных музе ях — важная и ответственная задача. При подготовке к этому уроку учитель может ис пользовать следующую литературу: «Борьба за уста новление и упрочение Советской власти на Мурмане». Сборник документов и материалов. Мурманск, Кн. изд-во, 1960; «Очерки истории Мурманской организации КПСС». Мурманск, 1969, гл. 1; А. А. Киселев. «Родное Заполярье». Мурманск, 1974; М. И. Шумилов. «Октябрь ская революция на Севере России». Петрозаводск, 1973. Если ученики будут задавать вопросы о книге В. К. Кетлинской «Вечер. Окна. Люди», то учитель дол жен разъяснить, что знакомство с этими раздумьями- воспоминаниями по истории Мурмана видной советской писательницы полезно, однако читатель должен учиты вать субъективизм автора. Что же касается книги В. Пикуля «Из тупика», то ее не следует рекомендовать школьникам, ибо эта «до кументальная хроника» извращает исторические собы тия на Мурмане, дает неправильную характеристику десяткам лиц. Книга написана броско, читается легко, однако мурманские события 1917—1920 гг. в книге искажены до неузнаваемости. В заключение хотелось бы сказать, что тема «Уста новление Советской власти в нашем крае» — пожалуй, одна из самых сложных в курсе мурманского краеведе ния. Ее настоящая разработка началась только после XX съезда КПСС, причем старая точка зрения, что на Мурмане не существовало реальных классовых сил и потому никакой революции не было, уступала место в теоретических дискуссиях и научных спорах. Однако и сейчас кое-где в школах встречаются устаревшие кон цепции о развитии социалистической революции, осно ванные на литературе 40—50-х годов. В силу всего вы шеизложенного этот урок должен нести особую остроту идейно-политического воздействия. Поэтому учитель должен еще раз перечитать ленинские произведения периода революции, а также такие основополагающие 3 И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz