Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

сообщения, доклады, информации учащихся, подготовленные процессе выполнения домашнего задания; выполнение логических заданий, решение проблемных ситуа­ ций. Составление схем, таблиц, диаграмм; экскурсии на предприятия, в музеи; встречи с ветеранами руда и героями войны; проведение историко-краеведческих конференций и вечеров. При этом учитель может использовать любой из следующих Іетодических приемов: а) включение тех или иных сведений по истории края в рассказ іа уроке; б) привлечение для иллюстрации отдельного факта, примера (ли краткой исторической справки; в) зачтение на уроке отрывка из художественного произведе- іия, мемуаров, газетного очерка; г) заслушивание на уроках небольших сообщений, сделанных ггаршеклассниками, с последующим обобщением учителя; д) использование наглядных пособий, отражающих историю Цурманской области (карты, диаграммы, макеты, муляжи, изобра- кение памятников, портреты передовиков и т. д.); е) проведение специальных уроков-экскурсий по памятным ме­ стам своего города, в музей, на промышленные предприятия; ж) организация встреч школьников с очевидцами или участ- іиками знаменательных событий, представителями общественных организаций, новаторами производства, Героями Советского Союза я Героями Социалистического Труда. Кроме того, можно рекомендовать различные формы следопыт- ккой, поисковой работы, составление школьных хрестоматий по истории родного края и т. д. Как видим, формы и методы уроков по краеведению весьма разнообразны, к тому же они могут меняться. Поэтому все советы, предложенные в этом методическом пособии, следует рассматри­ вать лишь как пожелания, способствующие улучшению качества обучения — главной проблемы в области народного образования, Выдвинутой XXV съездом КПСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz