Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

краеведение помогает формировать любовь к Кольскому Заполя­ рью, уважение к его первопроходцам и сегодняшним труженикам; в-третьих, изучение местной истории должно пробудить у учащихся желание внести свой вклад в краеведение, подтолкнуть их к науч­ ному поиску. К тому же краеведческий материал является не про­ сто суммой знаний по истории своего края, но и средством усиле­ ния эффективности обучения, воспитания и общего развития уча­ щихся. В проведении краеведческих уроков больше, чем где-либо в школе, проявляется личность учителя, его любовь к Заполярью, его знание местной истории, его энтузиазм и увлеченность. Поэто­ му какими бы совершенными ни были методические рекомендации, они не могут быть универсальным средством для повышения эф­ фективности урока, для решения поставленных на нем целей. И все же для того, чтобы облегчить учителю подготовку к уро­ кам, его работу с учебным пособием, мы советуем (в дополнение к существующим директивным документам и указаниям школьной программы) в той или иной степени учесть наши пожелания и ре­ комендации: 1. Уроки по краеведению должны быть тесно связаны с общим курсом истории СССР, логично дополнять его местным материалом. В связи с этим уместно вспомнить один из педагогических советов Н. К. Крупской: «Возьмем, например, индустриализацию страны. Мы выработали программу, в программе говорится, что надо д а ­ вать ребятам конкретный материал, а где же черпать этот матери­ ал, как не в краеведении? Вот на каждом шагу ощущаешь необ­ ходимость того, чтобы всю нашу работу пропитало всестороннее знакомство с краем». Соотношение общего и местного исторического материала дол­ жно быть строго регламентировано не только числом часов, но и постановкой проблемных вопросов, соотношением дат, упоминае­ мых событий и лиц. Показ особенностей истории Мурманского края должен идти не по линии «квасного патриотизма», не по линии вы­ пячивания тех или иных сторон областной истории, а по линии правильного соотношения частного и общего. Только в этом случае будут достигнуты воспитательные цели и научные задачи по крае­ ведению, только так можно формировать подлинный патриотизм советского человека. 2. На уроках краеведения советского периода учитель должен особо выразительно и в то же время доказательно и убедительно подчеркивать руководящую роль Коммунистической партии в осу­ ществлении социалистических преобразований на Кольском полу­ острове. На первых трех уроках следует специально выделять материал, свидетельствующий о внимании и заботе В. И. Ленина 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz