Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
с центральной Россией, а его природные богатства экс плуатировались «еще в самой ничтожной степени» (документ на с. 101). В условиях бездорожья, редкого населения и громадных расстояний приложение капи тала к добыче полезных ископаемых не сулило больших прибылей, поэтому капиталисты без государственной поддержки не решались приступать к разработке недр. Только две отрасли промышленности были высокодо ходными — лесная и рыбная, а в сельском хозяйстве — оленеводство. Именно они'и показали известный рост. Капитализм зижделся на жестокой эксплуатации трудящихся, был строем крайне несправедливым. К то му же он вполне уживался с реакционным политиче ским режимом — самодержавием, используя царский аппарат власти для подавления рабочего класса. Во второй половине XIX в. заметно изменился на циональный состав населения края. На Мурманском берегу, кроме русских, обосновались карелы, финны, норвежцы. В 1888 г. в Ловозерскую тундру пересели лась группа коми («ижемцев»), у которых пастухами в оленьих стадах работали ненцы («самоеды»). С приходом коми на Кольский полуостров связано возникновение торгового оленеводства (саамское олене водство носило в основном натуральный характер — животные разводились для удовлетворения собственных нужд в мясе и шкурах, а также для извоза; продукты саамского и русского оленеводства поступали в прода жу в незначительном количестве). Материал о поселении коми и ненцев в крае для изучения в школах северо-восточной части Мурманской области можно найти в книге «Кольская земля», с, 345—346. Д о м а ш н е е з а д а н и е : прочитать текст шестой и седьмой глав учебного пособия, обратив особое вни мание на высказывания В. И. Ленина о Европейском Севере России и выводы к глаівам, после чего проду мать ответы на вопросы для анализа и обобщения, по мещенные на с. 102. Задание это довольно трудное, требующее не гото вых, заученных ответов, а самостоятельного осмысления изученного материала. Проверку задания рекомендуется провести путем фронтального опроса. Ответы на поставленные вопросы должны выглядеть примерно так. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz