Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

чатке) и на Север, союзники хотели продемонстриро­ вать свою военно-морскую мощь, ошеломить Россию огромным размахом предпринятых операций. Они на­ правляли флот в такие места, где, как им казалось, можно было безнаказанно грабить и разорять города и села, подрывать хозяйство России, с тем чтобы заста­ вить ее принять условия мира, выгодные союзникам. Сообщениями о «блистательных успехах» и «победах», «держанных на разных театрах боевых действий, пра­ вители Англии и Франции стремились создать благо- лриятное для себя общественное мнение и тем самым заглушить недовольство народных масс войной. Однако расчеты на легкие победы провалились. З а ­ траты на посылку эскадр превосходили размеры мате­ риального урона, нанесенного России. Военные опера­ ции против мирного населения принесли их организато­ рам не славу, а позор. Для характеристики отношения царского правитель­ ства к населению, пострадавшему от нападания англичан, в учебном пособии (с. 86) помещен доку­ мент — прошение колян об освобождении их от ремон­ та церкви. Показательна разница в отношении прави­ тельства к колянам в 1590 г., когда их разорили шведы, и в 50-х гг. XIX в., когда они стали жертвой нападения англичан. В 1590 г., в условиях ожесточенной борьбы со Швецией, правительство сочло необходимым облег­ чить участь колян путем предоставления торговых льгот и временного освобождения от податей (см. с. 39—40 учебного пособия). В то время Север имел важное го­ сударственное значение: сюда из Западной Европы поступали необходимые для России товары. Прави­ тельство высоко ценило «службу» колян. В середине XIX в. колянам не только не возместили убытки, причи­ ненные обстрелом врага, но и не освободили даже от лодатей. Дополнительный материал для освещения военных событий в тех местностях, где находится та или иная школа, можно почерпнуть в книге «Кольская земля» (гл. 13, с. 246—270). Д о м а ш н е е з а д а н и е : прочитав текст шестой главы в учебном пособии, учащиеся должны подгото­ вить (устно или письменно) развернутый ответ на воп­ рос — в чем заключались причины медленного развития края в первой половине XIX в.? 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz