Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

сударственное значение Заполярья упало. Пока у Шве­ ции сохранялись захватнические устремления (Швеция нападала на Россию в 1741—1743 и 1788—1790 гг.), правительство держало на Кольском полуострове во­ оруженные силы. Когда же стало очевидным, что Шве­ ция отказалась от своих реваншистских планов, русское правительство уже не хотело более тратить средства на оборону Заполярья. Сановная знать не имела здесь ни поместий, ни промысловых заведений. Интересы же местного населения царскими правителями не брались в расчет. При общей военной слабости приходилось за ­ ботиться прежде всего об укреплении позиций на Бал ­ тике и Черном море. Считали, что если враг высадится где-то на северном побережье, он не продвинется внутрь страны вследствие бездорожья. Поэтому охранялись только подступы к Архангельску. Защита Кольского края целиком возлагалась на местных жителей. При изучении материала о боевых действиях на Се­ вере в 1854—1855 гг. рекомендуется использовать статью К. Маркса и Ф. Энгельса «Англо-французская война против России» (Соч., изд. 2-е., т. 11. М., 1958, с. 522). Маркс и Энгельс отмечали, что это была война не против регулярных войск, а против мирного населения. В военном отношении, для достижения победы над Рос­ сией, нападения на поморские селения и саамские пого­ сты ровно ничего не давали англо-французам. Они толь­ ко несли разорение и бедствия простым труженикам. Вот почему Маркс и Энгельс называли действия союз­ ников «позорными». Материал изучаемой темы ценен для военно-патри­ отического воспитания учащихся. Необходимо показать, что наши предки (за исключением тех случаев, когда они были застигнуты врасплох), невзирая на огромные преимущества врага в вооружении и численности, не позволяли ему высаживаться на русскую землю, давали отпор грабителям. Безоружные рыбаки и судоводители, захваченные англичанами на море, неоднократно всту­ пали в борьбу с неприятелем и выходили из нее побе­ дителями. При изучении материала о нападении англичан на Колу может возникнуть вопрос о «подвиге» Гагарки. Многие учащиеся слышали или читали о том, будто рус­ ский патриот Гагарка посадил английское военное суд­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz