Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

Изменения в общественном строе и производственных отношениях Іа — материнские родовые общины; отношения «перво­ бытного коммунизма». Гб — полупатриархальный строй (отцовские родовые коллективы с сохранением ведущей роли женщи­ ны в домашнем хозяйстве); доклассовые, перво­ бытнообщинные отношения. Ів — патриархальный строй; производственные отноше­ ния существенно не изменились. ІІа — у русского населения — крестьянские сельские общины с отношениями, характерными для ранне­ го феодального общества; у саамов Терской лопи — начало разложения родового строя (по­ явление семейной собственности на промысловые угодья). І І б— у саамов — принятие христианства, распад ро­ дового строя, превращение дани в феодальную подать. І І в— превращение крестьян Умбской и Варзужской во­ лостей в монастырских и патриарших крепостных; вовлечение саамов в сферу феодальной эксплу­ атации монастырей и государства (введение об­ рочной подати, городового дела, ямской и других феодальных повинностей); во внутренней жизни саамов — сохранение остатков родового быта и языческих верований; отсутствие среди саамов феодальной знати и классовых отношений. І І г— ликвидация церковного вотчинного землевладе­ ния; укрепление капиталистических отношений при сохранении государственного феодализма. Такова общая картина общественно-экономического развития края. Разумеется, нет необходимости доби­ ваться такой степени знания материала учащимися. В данном случае сведения даются для учителя, а он, в зависимости от уровня подготовки школьников, нали­ чия времени, решает сам, с какой полнотой использует их при изучении истории родного края. Предполагается, что часть изложенных здесь сведений будет дана им в качестве дополнений к ответам учащихся. Ведь зада­ ча повторительно-обобщающего урока не сводится только к лучшему уяснению изученного материала, — учащиеся должны получать и новые знания. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz