Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

Дома учащиеся должны просмотреть весь материал учебного пособия с древнейших времен до конца XVIII в., продумать его в соответствии с требованиями, изложенными в пяти пунктах задания, и приготовить ответы (устно или — по желанию — письменно). Итоговое занятие проводится в форме собеседова­ ния. За лучшие ответы учащимся сразу проставляются оценки в журнал учета успеваемости. Цель занятия за­ ключается не только в том, чтобы освежить в памяти важнейшие сведения по истории края, но, главным обра­ зом, в развитии мышления, выработке умения анализи­ ровать материал и делать соответствующие выводы — обобщения и умозаключения. В первом пункте задания требуется составить пери­ одизацию истории края. Сначала необходимо опреде­ лить хронологические рамки общественно-экономиче­ ских формаций, а затем внутри их выделить основные этапы развития края. Известную помощь при этом мо­ жет оказать учащимся хронологическая таблица, поме­ щенная в конце учебного пособия. Результат работы, который рекомендуется записать на доске, будет выглядеть примерно так: I. Первобытное общество — VI тысячелетие до н. э. — XIV в. н. э.: а) каменный век — VI—II тысячелетия до н. э. б) эпоха раннего металла — I тысячелетие до н. э. — I тысячелетие н. э. в) включение Терской земли в состав новгород­ ских владений — XII—XIV вв. II. Феодальное общество — с XV в. (до 1861 г.): а) заселение Терского берега русскими крестья­ нами — XV в. б) заселение русскими Мурманского берега — XVI в. в) возникновение, развитие и упадок монастыр­ ского хозяйства. Период развитого феодализма — по­ следняя треть XVI — первая половина XVIII в. г) начало разложения феодальной системы — вто­ рая половина XVIII в. Эта периодизация — не вполне совершенная, но она отражает главнейшие этапы поступательного развития 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz