Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

крестьянином» потому, что был осужден на поселение в Сибирь за просрочку паспорта и по дороге в ссылку бежал, укрылся на постоялом дворе у С. М. Абаляева и присоединился к сторонникам Пугачева. При знаком­ стве с документом следует объяснить, почему Пугачев именуется «злодеем». Излагая материал о научном изучении Кольского края, необходимо увязать его с деятельностью Акаде­ мии наук и великого ученого М. В. Ломоносова, проис­ ходившего из поморов и в молодости не раз бывавшего на Мурманском берегу и в Коле (см.: А. А. Морозов. «Юность Ломоносова». Архангельск, 1953). Академические экспедиции на Русский Север явля­ лись частью грандиозного научного обследования Рос­ сии, проводившегося по специальной программе. Основные направления научного изучения Кольского Севера и Ледовитого океана следующие: 1) изучение природы Крайнего Севера и выявление естественных богатств края; 2) составление географических карт Кольского полу­ острова и лоций (мореходных пособий) для плавания в омывающих его морях; 3) описание жизни и быта местного населения; 4) поиск Северного морского пути с запада на во­ сток; выяснение условий плавания в высоких широтах; 5) астрономические наблюдения и вычисления. Ученые второй половины XVIII в., при их ограничен­ ных возможностях, достигли больших успехов в изуче­ нии Русского Севера, но многие материалы (описания, карты, полевые журналы, отчеты и донесения) остались неопубликованными и хранятся в рукописном виде в ар­ хиве Академии наук. Как документ, в учебном пособии даны выдержки из научной работы Н. Я. Озерецковского «Описание Ко­ лы» (здесь термин «Кола» означает не город, а весь Кольский полуостров), которые знакомят с хозяйствен­ ной жизнью и бытом местного населения. Настоящая тема — заключительная в курсе 7 клас­ са, поэтому в конце ее даются вопросы для анализа и обобщения по всем пяти темам, пройденным в течение учебного года. Эта весьма ответственная и сложная работа про­ водится на другом уроке во время, отведенное на повто­ рение. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz