Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
Монополисты (это были или крупные сановники, или особенно пронырливые дельцы, за взятки получавшие выгодные откупа) выступали не как организаторы про изводства (своих промысловых станов и судов они не заводили!), а как пиявки, паразитировавшие на теле трудового народа и высасывавшие из него кровь. Две основные причины заставили царское прави тельство пойти на реформы: 1) экономические трудности (нехватка продовольствия), неспособность крестьян платить государственные подати и 2) всеобщее возму щение торгово-промышленного населения, требовавшего ликвидации привилегий феодалов и откупщиков. В течение нескольких лет поморы добивались введе ния «свободной купли и продажи» сала и рыбы. В 1767 г. купец Н. А. Свешников, прибыв в Петербург как депутат Уложенной комиссии, от имени всего Ар хангельского посада подал Екатерине II прошение о ликвидации монополий П. И. Шувалова на зверобой ные и тресковые промыслы, и правительство пошло на это. Торговцам и промышленникам Севера была да на свобода предпринимательской деятельности. Выступления поморов против монополий и мона стырского землевладения являлись лишь составной частью борьбы общероссийских сил (дворянства, купе чества, крестьянской массы), недовольных чрезмерны ми привилегиями церкви и кучки вельмож. Особенно важно подчеркнуть положительное значе ние Крестьянской войны 1773—1775 гг., под влиянием которой правительство отменило казенные службы и множество феодальных поборов с промыслового насе ления. Реформы 60—80-х гг. XVIII в. привели к новой рас становке социальных сил. Главенствующее место в эко номической жизни заняла поморская буржуазия. Изме нилось распределение доходов от промыслов. Прибыли, которые раньше шли кучке монополистов и монастырям и тратились непроизводительно (дворянами — на балы, предметы роскоши, на строительство особняков, поезд ки за границу и т. п.; монахами — на церковную утварь, вино, воск, ладан, колокола и т. д.), теперь доставались преимущественно купцам и сельским кулакам, которые с невиданной ранее энергией стали заниматься промыс лами и торговлей. Некоторые особенно инициативные предприниматели били китов в Кольской губе, отправ 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz