Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

Вторая половина XVIII в. составляет новый этап в развитии нашего края. Это время крупных реформ и существенных изменений в социально-экономической жизни местного населения, когда на смену феодально­ монастырскому хозяйству и торговым монополиям при­ шло свободное предпринимательство и частно-капита­ листическое ведение промыслов, в которых, однако, пре­ обладала старая, кабальная форма эксплуатации ра­ ботников — покрут. Что такое «разложение феодализма» — учащиеся знают по ранее изученному материалу (§ 48 учебника истории СССР М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба). Теперь им предстоит познакомиться с тем, как этот процесс протекал на Кольском Севере, где не было помещичьих хозяйств и главными занятиями населения являлись не земледелие и скотоводство, а рыбные и зверобойные промыслы. Здесь, в Поморье и на Мурмане, где издавна суще­ ствовали развитые товарно-денежные отношения, широ­ кие рыночные связи (в том числе с западноевропейски­ ми странами), особенно чувствовалось тормозящее вли­ яние феодализма. Главными препятствиями на пути развития капитализма были грабительская система мо­ нопольной скупки продуктов промысла и вотчинное зем­ левладение духовных феодалов. Торгово-промышленной деятельности местных богатеев мешали также много­ численные феодальные повинности, и прежде всего «ка­ зенные службы» (обязанность заниматься продажей го­ сударственных товаров — спиртных напитков, соли, хле­ ба, пороха). В Кольском посаде из 14 домохозяев, ко­ торые имели собственные промысловые заведения, еже­ годно 5 человек находилось в Службах. «А которые вы­ бираются к питейным, к соляным и пороховым сборам, — говорится в документе 1767 г., — служат по году, а по другому волочатся за счетами» (ездят с от­ четностью в Архангельск). В результате — производительное население обни­ щало, промыслы стали приходить в упадок, в народной массе усилилось недовольство существовавшими фео­ дальными порядками. Не прибегая к большому количеству цифр, учитель обращается к диаграммам, которые наглядно показы­ вают печальные последствия системы монополий, мона­ стырского землевладения и казенных служб. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz