Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

полнять все его распоряжения и прихоти. Не рассчи­ тавшись с долгами, покрученник не мог уйти от своего кредитора к другому хозяину. Вековой обычай не позво­ лял богачам принимать к себе чужого покрученника, ес­ ли от него, по какой-либо причине, не отказывался по­ стоянный «хозяин». Вопрос о падении покрута и замене его в эпоху ка­ питализма вольнонаемным трудом изучается в 8 классе (тема седьмая). Д о м а ш н е е з а д а н и е : прочесть и усвоить мате­ риал четвертой главы учебного пособия; ответить на во­ прос (устно или письменно) — почему из поморской среды смог выйти такой гениальный ученый, как М. В. Ломоносов? Те ма пя т а я КОЛЬСКИИ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Пл а н у рока : 1. Ликвидация духовных вотчин и отмена монополий. 2. Развитие капиталистической экономики. 3. Кола как место ссылки. 4. Научное изучение Кольского края. Це л ь у р о к а — на примере развития Кольского края показать формирование капиталистического уклада в недрах феодального строя, прогрессивные сдвиги в экономике и культуре Севера в связи с ростом и укреплением капиталистических отношений. О б о р у д о в а н и е : карта Европейского Севера и две диаграммы, иллюстрирующие динамику экономи­ ческого развития края: Число промышленников Численность торгово-промышлен­ на Мурмане ного населения г. Колы (душ мужского пола) 643 187 Более 2000 66 54 217 1747 г. 1769 г. 1778 г. 1743 г. 1767 г. 1785 г. (Пропорционально величине чисел необходимо вы­ чертить колонки определенной высоты и ярко закра­ сить их.) 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz