Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

няло борьбу с угнетателями. Практически она могла иметь успех только в тех случаях, когда к движению присоединялись рядовые стрельцы — основная масса служилых людей. Мелкие и разрозненные «ослушания» крестьян и саамов легко подавлялись. Распространено мнение, будто Север не знал кре­ постного права. Это неверно. На Кольском полуострове существовал смягченный вариант крепостного права. Здесь отсутствовала торговля людьми, крестьяне поль­ зовались значительной свободой передвижения. В мона­ стырских вотчинах сохранялось крестьянское само­ управление и внутренний строй жизни был слабо поко­ леблен присутствием монастырского приказчика, функ­ ции которого обычно сводились к получению с крестьян оброка и празги. Во всяком случае, его роль мало похо­ дила на роль управителя в помещичьем имении. Он не вмешивался в брачные отношения, торговые и другие дела крестьян. Это, конечно, не означает, что он не об­ ладал властью и не притеснял крестьян. Но степень этого угнетения была слабее, чем в боярских и дворян­ ских владениях крепостнического центра страны. Рассказывая о культуре Кольского края, необходимо широко использовать наглядные пособия, по крайней мере те, что помещены в учебном пособии. Но жела­ тельно посетить областной краеведческий музей и по­ знакомиться по макетам Н. П. Быстрякова с такими вы­ дающимися постройками, как Кольский острог, Успен­ ская церковь в селе Варзуге и Никольский погост в се­ ле Ковде. Здесь же, в зале, показывающем хозяйствен­ ную и бытовую жизнь саамов, экспонируются головные уборы и другие высокохудожественные изделия саамов. Подробные сведения о сооружениях Кольского острога можно почерпнуть из статьи В. В. Косточкина «Дере­ вянный «город» Колы» (в кн.: «Материалы и исследова­ ния по археологии СССР», № 77. М., 1958, с. 200—246) или из брошюры И. Ф. Ушакова «Кольский острог (1583—1854). Военно-исторический очерк», Мурманск, Кн. изд-во, 1960. О церковном зодчестве Терского берега рассказывается в брошюре того же автора «Успенская церковь в селе Варзуге», Мурманск, Кн. изд-во, 1974. Показывая сравнительно высокий уровень культуры русского населения Севера в XVII — первой половине XVIII в., необходимо отметить положительное влияние ее на развитие саамов (заимствование песен и сказок, 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz