Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
няло борьбу с угнетателями. Практически она могла иметь успех только в тех случаях, когда к движению присоединялись рядовые стрельцы — основная масса служилых людей. Мелкие и разрозненные «ослушания» крестьян и саамов легко подавлялись. Распространено мнение, будто Север не знал кре постного права. Это неверно. На Кольском полуострове существовал смягченный вариант крепостного права. Здесь отсутствовала торговля людьми, крестьяне поль зовались значительной свободой передвижения. В мона стырских вотчинах сохранялось крестьянское само управление и внутренний строй жизни был слабо поко леблен присутствием монастырского приказчика, функ ции которого обычно сводились к получению с крестьян оброка и празги. Во всяком случае, его роль мало похо дила на роль управителя в помещичьем имении. Он не вмешивался в брачные отношения, торговые и другие дела крестьян. Это, конечно, не означает, что он не об ладал властью и не притеснял крестьян. Но степень этого угнетения была слабее, чем в боярских и дворян ских владениях крепостнического центра страны. Рассказывая о культуре Кольского края, необходимо широко использовать наглядные пособия, по крайней мере те, что помещены в учебном пособии. Но жела тельно посетить областной краеведческий музей и по знакомиться по макетам Н. П. Быстрякова с такими вы дающимися постройками, как Кольский острог, Успен ская церковь в селе Варзуге и Никольский погост в се ле Ковде. Здесь же, в зале, показывающем хозяйствен ную и бытовую жизнь саамов, экспонируются головные уборы и другие высокохудожественные изделия саамов. Подробные сведения о сооружениях Кольского острога можно почерпнуть из статьи В. В. Косточкина «Дере вянный «город» Колы» (в кн.: «Материалы и исследова ния по археологии СССР», № 77. М., 1958, с. 200—246) или из брошюры И. Ф. Ушакова «Кольский острог (1583—1854). Военно-исторический очерк», Мурманск, Кн. изд-во, 1960. О церковном зодчестве Терского берега рассказывается в брошюре того же автора «Успенская церковь в селе Варзуге», Мурманск, Кн. изд-во, 1974. Показывая сравнительно высокий уровень культуры русского населения Севера в XVII — первой половине XVIII в., необходимо отметить положительное влияние ее на развитие саамов (заимствование песен и сказок, 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz