Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

оленей в скрытые ямы (остатки их на Кольском полу­ острове можно видеть и в настоящее время). Отдельных животных, попавших в ямы, саамы держали в неволе и использовали как манщиков на охоте. Когда на зов привязанного оленя являлись его сородичи, саамы из засады били их копьем или стрелой из лука. Приручение одиноких оленей для охоты на манщика было первым этапом одомашнивания диких животных. Приплода при этом еще не получали. Позднее таких прирученных оленей стали использо­ вать для перевозки грузов на спине с помощью вьючно­ го седла. Затем была изобретена упряжь. При переходе с одного промыслового места на другое саамы везли имущество и детей летом на вьюке, а зимою — по снегу в корытцах или лодочках; при этом переднего оленя вели на поводу, а задние следовали за ним на привязи к возку впереди идущих. Применялась и быстрая езда на свободно бегущих оленях (см. рис. на с. 43 учебного пособия). Вьючное и упряжное оленеводство существовало у саамов уже в XV в. Об этом со слов русского дипло­ мата Григория Истомы сообщает Сигизмунд Гербер- штейн в своем сочинении «Записки о Московитских де­ лах» (СПб., 1908, с. 188). Прирученные для езды олени давали приплод. Это был второй этап в становлении оленеводства. В XVI в. ездовые олени широко использовались для перевозки пассажиров и разной клади (ямская гоньба). Знакомство с русским населением, занимавшимся скотоводством, способствовало возникновению продук­ тивного оленеводства. В XVII в. восточные (понойские и семиостровские) саамы стали разводить оленей не только для транспортных нужд, но и для получения мяса, молока, шкур. Хотя оленеводство еще не превра­ тилось в ведущую отрасль хозяйства, это был крупный сдвиг в экономической жизни саамов. При изучении истории Кольского края XVI—XVII вв. постоянно приходится встречаться с терминами «лук», «луковое владение». В пособии для школьников эти тер­ мины, ввиду их сложности и неоднозначности, не упот­ ребляются — они заменены более общим понятием — «угодья». Нежелательно вводить их в устный рассказ на уроке. Но самому учителю необходимо уяснить про­ исхождение и значение термина «лук», так как без этого 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz