Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

и назначении и тем самым способствовать возбужде­ нию интереса к морским профессиям. При изучении материала о возникновении мурман­ ских рыбных промыслов используется карта, на которой указаны районы весеннего и летнего лова трески; попут­ но уточняются знания учащихся о размещении других промыслов (зверобойного, солеваренного, пушного, се­ мужьего, слюдяного, жемчужного). С помощью рисун­ ков (с. 31—32) легко объяснить, как производился лов рыбы ярусным способом и что представлял собой про­ мысловый стан на Мурмане. Закрепление знаний проводится по тем вопросам, ко­ торые даны в пособии. Но учитель, в зависимости от местонахождения школы, может их видоизменить, при­ ближая к местному материалу. Как вариант для беседы, могут быть предложены и такие вопросы: а) почему церковь и государство были заинтересованы в крещении саамов? б) почему России была необходима торговля с западноевропейскими стра­ нами? в) какими товарами торговали русские и ино­ странцы на Севере? г) почему правители Швеции так упорно стремились уничтожить Кольский острог? д) ка­ кое значение имела победа русских над шведскими захватчиками под Колой? В качестве д о м а ш н е г о з а д а н и я , помимо чтения и уяснения материала третьей главы учебного пособия, рекомендуется изготовить карту Мурманской области с обозначением мест различных промыслов и селений, которые существовали к началу XVII в. Тема ч е т в е р т а я КОЛЬСКИЙ КРАЙ В XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Пл а н у р о ка : 1. Экономическая жизнь Кольского края. 2. Положение трудящихся и классовая борьба. 3. Культура населения. Це л ь у р о к а — познакомить учащихся с развити­ ем экономики и народной культуры на Кольском Севе­ ре, с жизнью и борьбой трудящихся против своих угне­ тателей в период расцвета феодализма. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz