Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

мане и ремесла, обслуживавшего морские рыбные про­ мыслы и судоходство. В дальнейшем Кола становится также форпостом русской обороны в Заполярье. Изучение темы завершается рассказом о героической борьбе колян с иностранными захватчиками. Правители Швеции стремились лишить Россию доступа к северным морям, ослабить ее и превратить в зависимое от себя го­ сударство. Ради достижения этой цели они не оста­ навливались перед самыми беспощадными методами борьбы. Шведские войска поголовно истребляли русское население, грабили и сжигали все, что могли. В шко­ лах Кандалакши и Печенгского района следует подроб­ но остановиться на трагических событиях 1589 г. Бла ­ годаря мужеству и отваге защитников Колы планы ігіведских захватчиков были сорваны. Помещенные в учебном пособии документы необхо­ димо использовать для военно-патриотического воспита­ ния учащихся. Царская грамота и летописная запись убедительно показывают, что коляне не только выстоя­ ли в борьбе, но дважды разгромили врага под стенами Кольского острога. По ограниченности времени на уроке не удастся ши­ роко охватить тему борьбы с чужеземными захватчика­ ми. Желательно продолжить изучение ее во внекласс­ ной работе — заслушать сообщение на заседании исто­ рического кружка, взяв за основу материал главы пятой из книги «Кольская земля». По ходу рассказа учитель использует для конкрети­ зации представлений учащихся иллюстрации — как по­ мещенные в учебном пособии, так и специально подго­ товленные к уроку. Необходимо отметить подлинность гравюр (бой зверя на льдах, вид Кольского острога, иностранные суда у берегов Мурмана). Они выполнены в конце XVI в. по рисункам, сделанным голландскими путешественниками во время пребывания на Мурмане. Для активизации учащихся и развития их наблюда­ тельности рекомендуется при рассмотрении иллюстра­ ций ставить вопросы (например: что из себя представ­ лял Кольский острог? Ответ: это — военное укрепление, состоявшее из стен, угловых башен и рва; в стенах острога были сделаны отверстия — бойницы, через ко­ торые при обороне стреляли по врагу). Следует пока­ зать изображения поморских судов (лодьи, шняки, карбаса), дать краткое понятие об их устройстве ! Му^лаеокая ѳ4гаг, I 3 С/ 1 2 j Ш іуч н & я ййбжяатвк» I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz