Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
занятия, организация труда на промыслах (покрут), производственная техника, типы судов и т. д. Развитие производительных сил в XVI — начале XVII в. шло за счет притока населения извне и усиле ния феодальной эксплуатации. Феодализм на Кольском полуострове имел некото рые особенности: здесь не было дворянских поместий и боярских вотчин. В качестве феодала первоначально выступало государство, а с 70-х г. XVI в. — еще и мо настыри. Сущность феодальных отношений заключалась в том, что владельцы промысловых и сельскохозяйствен ных угодий — рыболовных тонь, покосов, лесов — отда вали их в пользование крестьянам за оброк (выражен ный обычно в определенной доле улова рыбы или про мысловой добычи). В отдельных случаях монастыри ве ли промысел и самостоятельно, привлекая к работе за висимых крестьян. Таким образом, мы видим здесь не какой-тб особый тип, а одну из разновидностей обще русского феодализма. Важным событием в жизни края явилось обращение саамов в православную веру. В этом были заинтересо ваны и государство и церковь. В условиях неразграни- ченности владений на Крайнем Севере соседствующие державы стремились навязать саамам свою религию (Дания и Швеция — лютеранство, Россия — правосла вие), так как государственная принадлежность той или иной территории определялась вероисповеданием ее жи телей. Обратить саамов в православие — значило закре пить их за Россией. Этим, в частности, объясняется тот факт, что первыми обращены были в «русскую веру» саамы западной части Кольского полуострова —■ близ Кандалакши, по рекам Туломе и Печенге, а затем уже и восточной Лапландии. С помощью христианской религии было легче эк сплуатировать трудовое население. Монастыри разными путями приобретали принадлежавшие саамам угодья и за пользование ими заставляли прежних владельцев нести различные повинности. Таким образом, христиан ство стало средством вовлечения саамов в сферу фео дальных отношений. Материал о крещении саамов и превращении их в крепостных работников дает учителю благоприятные возможности для атеистического воспитания школьни ков. Учитель показывает, как религия служила церков 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz