Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

ли — «сыны полка»), почти на каждом военном кораб­ ле были свои юнги. Несмотря на возраст (некоторым из них было по 12—14 лет), они стойко несли все тяготы военной службы. А если нужно было, то и гибли в бою. Именно так погиб юнга Саша Ковалев, пожертвовав своей жизнью 9 мая 1944 г. для спасения экипажа тор­ педного корабля Северного военно-морского флота. При о п р е д е л е н и и д о м а ш н е г о з а д а н и я необходимо усилить познавательную сторону поставлен­ ных в учебном пособии вопросов; надо, чтобы десяти­ классники хорошо изучили ход военных действий в 1941—1944 гг. по картам и схемам, чтобы они прочи­ тали документальные материалы и могли их переска­ зать, чтобы они могли дать собственную интерпретацию иллюстраций на с. 96 («Партизаны в тылу врага»), с. 102 («В Мурманском торговом порту»), с. 116 («Под­ виг Саши Ковалева»), На основании соответствующих параграфов учебного пособия и краеведческой литературы можно поручить двум-трем ученикам подготовить рассказы о героях обороны Советского Заполярья. Было бы неплохо с по­ мощью учащихся оформить в кабинете хронологическую таблицу «Основные сражения периода Великой Отече­ ственной войны в Советском Заполярье». При подготовке к уроку учитель может использовать (помимо уже указанной литературы) следующие книги: «Очерки истории Мурманской организации КПСС». Мурманск, Кн. изд-во, 1969, гл. VI. Смирнов С. А . Мурманская область в годы Великой Отечественной войны. Мурманск, Кн. изд-во, 1959. «Подвигу — четверть века». 25-летие разгрома немец­ ко-фашистских войск в Заполярье. Мурманск, Кн. изд-во, 1970. «На Кандалакшском направлении». Мурманск, Кн. изд-во, 1975. Вайнер В. А. Северный флот в Великой Отечествен­ ной войне. М., Воениздат, 1964. Румянцев Н . М. Разгром врага в Заполярье (1941— 1944 гг.). М., Воениздат, 1963. Для внеклассной работы, кроме уже рекомендован­ ных мероприятий, хотелось бы посоветовать наладить и организовать переписку школьников с кем-либо из героев войны в Заполярье, с ветераном боев или его семьей — такая переписка является огромным воспи­ 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz