Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
ной древесины комсомольцы выловили из Кольского за лива и разделали на дрова для общежитий и помещений порта»; 3) тыл и фронт на территории Мурманской области были так тесно связаны и их деятельность так перепле тена, что порой было трудно сказать, где тяжелее. При этом можно сослаться на воспоминания лауреата Ле нинской премии писателя Константина Симонова, кото рый был в Заполярье в 1941—1942 гг. (См.: К. М. Симо нов. «Мурманское направление». Мурманск, Кн. изд-во, 1972). В тяжелые годы войны труд портовиков, железнодо рожников, рыбаков, судоремонтников был не менее ва жен, чем нахождение на передовой позиции. Мурманча не работали под бомбами врага, под пулеметным об стрелом с самолетов и гибли, как солдаты, на боевом посту. Поэтому и стоят в торговом порту Мурманска, на территории локомотивного депо Кандалакши, на тер ритории судоремонтных заводов обелиски и мемориаль ные доски в честь погибших в годы Великой Отечествен ной войны. Дополнительный материал по этому вопросу учитель может найти в соответствующих главах следующих книг: «30 лет народному подвигу». Мурманск, Кн. изд-во, 1975; «Это было на Крайнем Севере». Мурманск, Кн. изд-во, 1965; Владыкина Е. Д. Дружинницы, подруги мои! Мур манск, Кн. изд-во, 1965; Кузьмин Г. Г. и Разин Е. Ф. Кандалакша. Мурманск, Кн. изд-во, 1968; Романов Б. С. Причалы мужества. Мурманск, Кн. изд-во, 1977; Киселев А. А., Тулин М. А. Книга о Мурманске. Мур манск, Кн. изд-во, 1977; Киселев А. А., Краснобаев А. И. История Мурман ского тралового флота. Мурманск, Кн. изд-во, 1973. В Мурманске учителя могут организовать экскурсии в производственно-исторические музеи на судоверфи, в Мурманском отделении Октябрьской железной доро ги, во Всесоюзном рыбопромышленном объединении «Севрыба»; учителя Кандалакши и Ловозера — побы вать с учениками в своих народных музеях. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz