Ушаков И. Ф. Мурман революционный : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (59,0 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

ТЭ ІГАЧА7ГЕ XX в«ка в PdttfBS назревала р&восвоцкя. ^ Ее приближение чувствовалось в усилении ста­ чечной борьбы рабочнх, в создании социал-демократиче­ ских кружков, в распространении подпольных изданий, в звучании революционных песен... «Буря! Скоро грянет бѵря!» — писал М. Горький. ТОГДА -ТО и проникла ре- речи, провозглашали здрави- волюционная песня к нам. в Заполярье. Принесли ее политические ссыльные, которых царизм гнал на Се­ вер, надеясь сломить их во­ лю к борьбе и изолировать от масс. Но подлинные революцио­ неры не оставались в бездей­ ствии и в ссылке. Они вели разъяснительную работу среди местного населения, находили сочувствующих, приобщая их к революцион­ ной деятельности. На Кольском полуострове политические ссыльные жи­ ли в Александровске (ныне Полярный). Коле и в селе Куэомени. В 1903 году их бы­ ло 18 человек, в 1904 году — добавилось еще 19. не считая членов семей. "У ссыльных был обычай по вечерам собираться всем вместе, обсуждать различные вопросы, заниматься самооб­ разованием и петъ «вольные» песни. Песня поддерживала силу духа, стойкость в борь­ бе с лишениями, помогала переносить все невзгоды и тягости ссылки. В 1904 году польские осыльиые Вацлав Иванович Пулаоский, Степан Петрович Данилов. Владислав Марти­ нович Пелко и другие про­ вели первую в нашем крае маевку. Весть о начавшейся в ян­ варе 1905 года революции всколыхнула ссыльных, при­ дала им новые силы я уве­ ренность в скором торжестве их дела. По воспоминаниям старожилов, ссыльные ходи­ ли гурьбой по улицам и пели аіггиправительственные пес­ ни. Весией 1505 года ■ Кузомени политические ссыльные ткач Игнатий Васильевич Бугров, слесарь Петр Петрович Гусев, учитель Александр Георгиевич Лукин и врач Иван Никонович Савин создали социал-демокра­ тический кружок большевист­ ского направления. В этот нру- мок вошло около десяти мест­ ных жителей — Филипп Ми­ хайлович Кривошеии. Осип Дмитриевич Домнин, Тимофей Александрович Пирогов, Ми­ хаил Павлович Пономарев и другие. На тайных сходках члены ор­ ганизации, вместе с ссыльны­ ми, обсуждали политические вопросы, разучивали и пели революционные пески. Через членов кружка боевые проле­ тарские песни шли в гущу сельском молодежи. Они игра­ ли большую роль в распростра­ нении революционных настрое­ ний в крестьянской среде. 1в октября 1905 года теле­ граф принес известие о мани­ фесте, в котором царь обе­ щал народу «незыблемые ос­ новы гражданской свободыа — неприкосновенность лич­ ности, свободу слова, собра­ ний. союзов, создание зако­ нодательной Думы. По этому поводу ссыльные в Коле вместе с некоторыми местными жителями устрои­ ли шествие по главной улице с красным флагом и пением *Марсельезы». Впервые от­ крыто, в полный голос, де­ монстранты пели: «Отречем­ ся от старого мира...» И все дружно подхватывали при­ пев: «Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный!» Дезориентированные ма­ нифестом. стояли в нереши­ тельности полицейские и молча взирали на происходя­ щее. Ораторы произносили Л цы в честь объявленной сво­ боды, а собравшиеся крича­ ли «Ура!» В 1906 году революционная во.-на докатилась и до Крайне­ го Севера. Стачечное движение охватило все крупные промыш­ ленные предприятия. В аван­ гарде борьбы шли лесопилыци- ки Ковды. 12 июня забастовали 645 рабочих завода Русанова. На другой день к ним присое­ динились рабочие заводов Ос- луида и Стюарта. 14 июня при­ остановили работу 347 рабочих На рыбацких судах и рей­ совых пароходах партийная литератѴра тайно провози­ лась на Мурман. Доставкой подпольных изданий в Ко­ лу занимался молодой рабо-- чий завода в Дровяном Петр Федорович Гусев. 18—20 сентября. 1906 года рабочие завода Рейниуса провели вторую забастовку. В Коле и Дровяном снова слышались пролетарские пес­ ни. В начале октября кольская полиция произвела в рабочих казармах обыски и обнаружила антиправи­ тельственную литературу, в том числе «книжки револю- : Поиск педепі чишателЬ Звучал „Марсельеза" в Кузомени Умбского лесопильного завода Беляевых. Накануне выступления Керетьская группа РСДРП отпечатала на гектографе об­ ращение к рабочим и листов­ ку с текстом четырех рево­ люционных песен: «Марсель­ езы», «Походного марша» («Смело, товарищи, в ногу»). -России» («Вздумал наш Трепов.. народ усмирить...») и «Варшавянки» (‘Вихри враждебные...»). Стачки повсюду сопровож­ дались массовыми шествия­ ми рабочих с красными фла­ гами и пением пролетарских песен. Особенно часто звуча­ ла «Варшавянка]'-: ...Но мьі подымем гордо н смело Знамя борьбы за рабочее дело. Знамя великой борьбы всех народов 3« лучший мио. за святую свободу. На бой кровавый. Святой и правый. Марш, марш вперед. Рабочий народ! Революционная песня сплачивала рабочих, подни­ мала решимость твердо от­ стаивать свои требования. Ярко, страстно и доходчиво песня говорила о социальном гнете и бесправии трудящих­ ся, звала их к ниспроверже­ нию эксплуататорского строя. 11 июля 1906 года объяви­ ли стачку 102 рабочих лесо­ пильного завода Рейниуса в Дровяном (близ Колы). Пред­ приниматели вынуждены были удовлетворить почти все требования стачечников. Впервые рабочие Кольского края почувствовали силу сво­ их совместных действий, значение классовой солидар­ ности. И в дружном натиске на капитал немало помогла рабочим боевая, революцион­ ная песня. А ЕТОМ 1906 года группа •'-1 русских социал-демо­ кратов по заданию Цент­ рального Комитета партии организовала в городе Варде (Северная Норвегия) изда­ тельство «Поморг, которое выпустило несколько про­ кламаций, брошюру «Наши требования* и сборник рево­ люционных песен «Под крас­ ным знаменем». ционных песен». Наиболее прочные корші революционная песня пусти­ ла в селе Кузомени. Дли­ тельная пропагандистская работа ссыльных и местных кружковцев дала свои ре­ зультаты. В классовом со- знашіи тружеников-помо- ров произошли глубокие сдвиги. Жительница Кузомени Елена Михаиловна Воронина отмечала: «...Село как бы разделилось на две части... Зажиточные креп­ ко держались царских поряд­ ков. з люди беднее, что пла­ вали матросами на парусных судах, батрачили, нанимались в покрут — они-то всеми сила­ ми поддерживали ссыльных, прислушивались к их голосу, разучивали и пелч революци­ онные песни...». Газета «Архангельск» в J4? 30 за 14 февраля 1907 года опубликовала корреспонден­ цию «Из Кузомени», в кото­ рой сообщалось: «Летом (1906 г.) было у нас человек 40 политических ссыльных, которые недурно пели «Марсельезу» и массу ре­ волюционных песен. Молодежь кузоменьскал — в большинстве любители пения — быстро усвоила слова и зимой дружное «Вставай, поднимайся». «Отре­ чемся от старого мира» огла­ шали воздух с раннего вечера до поздней ночи» 1 мая 1907 года более Л00 рабочих Умбского лесопиль­ ного завода по случаю проле­ тарского праздника прекра­ тили все работы и вышли на демонстрацию. В ведомости о стачках, составленной фаб­ ричной инспекцией, в графе о поведении рабочих во вре­ мя стачки отмечено: «Хож­ дение рабочих с красными флагами и пением револю­ ционных песен». Умбские крестьяне к де­ монстрации не присоедини­ лись, но с интересом наблю­ дали за небывалым рабочим праздіпіком. Бурно проходило праздно­ вание 1 Мая в Кузомени. Множество жителей, невзи­ рая на запрет урядника, име­ ете с ссыльными, с флагами и песнями отправились к бе­ регу моря, где состоялся ми­ тинг, на котором с речами выступали ссыльные и сель­ ские кружковцы. Запевалой был Ф. М. Кривотгеин. имев­ ший красивый и сильный го­ лос. Революционные песни не умолкали и в годы столы­ пинской реакции. Только пе­ ли их теперь не на виду у властей. В местах развлече­ ния молодежи — «на вече­ ринках, на горках, на кру- жаниях (хороводах), — вспо­ минал О. Д. Двинин, — поо- меж старинных песен пели революционные... Пели всег­ да общим хором... Бывали случаи, когда полиция раз­ гоняла людей за «недозво­ ленные «песнопения», а кое- кто и в каталажку (арестант­ скую) попадал...» По свидетельству местного жителя, краеведа Петра Ива­ новича Пирогова, «с 1907 — 1908 гг. уже во всех селени­ ях Терского берега поморы знали и любили петь там, где условия позволяли, револю­ ционные песни, особенно ‘ Варшавянку*. «Марселье­ зу». а также такие «воль­ ные». как «Степан Разин», «Александровский централ». «По диким степям Забай­ калья» и другие. Запрещен­ ные песни пели на рыбных промыслах, при переездах с одного места на другое, на сенокосе — пели «везде, от­ куда не доносились звуки до слѵха полицейских». Сергей Дурылнн. автор книги «За полуночным солнцем», бу­ дучи с 1911 году в порту Вар- дё, видел такую картину: два парнл-помора плыли на карба­ се и под гармонь высокими те­ норами пели «на всю гавань: — «Россия, Россия моя. жаль мне тебя!- Это был припев за­ прещенной песни «Россия», об­ личающей зверства царизма и содержащей известные слова: «Царь испугался, издал мани­ фест: мертвым свобода, живых под арест». Здесь, о Норвегии, поморам не гоозила каталажка, и они пели без боязни, в пол­ ный голос. Не забывали пролетарских песен и на лесопильных за­ водах. Без них не проходила ни одна маевка, а празднова­ ние 1 Мая на лесопильных заводах вошло в обычай. Старший фабричный ин­ спектор Аохангельской гу­ бернии В. П Гарин 26 апре­ ля 1914 года отмечал: «...Владельцы предприятий переносили приостановку действия заводов по случаю дня 1 Мая безропотно и, во избежание осложнений, іпі разу не подвергали праздну­ ющих рабочих взысканиям за прогул Боевые пролетарские пес­ ни способствовали воспита­ нию молодежи в революци­ онном духе. Учащиеся, рабо­ чие-подростки, зуйки жадно прислушивались к тому, что оассказывали ссыльные. Интересное свидетельство об этом содержится в письме по­ литических ссыльных Е. П. Ост- родумова и И. А. Хрусталева, перехваченном полицией. Сооб­ щая своим друзьям о поездке в Кемь з 1909 году, они писали: «Население относится к ссыль­ ным везде хорошо... Крестьяне оказывают им всякие услуги, ходят к ним в гости, сами при­ нимают их у себя, учатся у ссыльных петь «товарищеские» песни... С нами о качестве ку­ черов ехали между прочим два мальчугана лет 12— 15. Оба очень смышленые ребята: хо­ дят уже по 2—3 года на Мур­ ман для промыслов, бывали не один раз в Норвегии... Все три­ дцать верст занимали нас ин­ тересными рассказами про Мурман... Пели нам товарище­ ские песни, прося поправлять их там. где они делают ошиб­ ки...» Революционная песня бы­ ла важным средством поли­ тического развития будущих борцов за установление Со­ ветской власти на Севере. И. УШАКОВ Доцент Мурманского пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz