Ушаков И. Ф. Мурман революционный : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (59,0 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
ТЭ ІГАЧА7ГЕ XX в«ка в PdttfBS назревала р&восвоцкя. ^ Ее приближение чувствовалось в усилении ста чечной борьбы рабочнх, в создании социал-демократиче ских кружков, в распространении подпольных изданий, в звучании революционных песен... «Буря! Скоро грянет бѵря!» — писал М. Горький. ТОГДА -ТО и проникла ре- речи, провозглашали здрави- волюционная песня к нам. в Заполярье. Принесли ее политические ссыльные, которых царизм гнал на Се вер, надеясь сломить их во лю к борьбе и изолировать от масс. Но подлинные революцио неры не оставались в бездей ствии и в ссылке. Они вели разъяснительную работу среди местного населения, находили сочувствующих, приобщая их к революцион ной деятельности. На Кольском полуострове политические ссыльные жи ли в Александровске (ныне Полярный). Коле и в селе Куэомени. В 1903 году их бы ло 18 человек, в 1904 году — добавилось еще 19. не считая членов семей. "У ссыльных был обычай по вечерам собираться всем вместе, обсуждать различные вопросы, заниматься самооб разованием и петъ «вольные» песни. Песня поддерживала силу духа, стойкость в борь бе с лишениями, помогала переносить все невзгоды и тягости ссылки. В 1904 году польские осыльиые Вацлав Иванович Пулаоский, Степан Петрович Данилов. Владислав Марти нович Пелко и другие про вели первую в нашем крае маевку. Весть о начавшейся в ян варе 1905 года революции всколыхнула ссыльных, при дала им новые силы я уве ренность в скором торжестве их дела. По воспоминаниям старожилов, ссыльные ходи ли гурьбой по улицам и пели аіггиправительственные пес ни. Весией 1505 года ■ Кузомени политические ссыльные ткач Игнатий Васильевич Бугров, слесарь Петр Петрович Гусев, учитель Александр Георгиевич Лукин и врач Иван Никонович Савин создали социал-демокра тический кружок большевист ского направления. В этот нру- мок вошло около десяти мест ных жителей — Филипп Ми хайлович Кривошеии. Осип Дмитриевич Домнин, Тимофей Александрович Пирогов, Ми хаил Павлович Пономарев и другие. На тайных сходках члены ор ганизации, вместе с ссыльны ми, обсуждали политические вопросы, разучивали и пели революционные пески. Через членов кружка боевые проле тарские песни шли в гущу сельском молодежи. Они игра ли большую роль в распростра нении революционных настрое ний в крестьянской среде. 1в октября 1905 года теле граф принес известие о мани фесте, в котором царь обе щал народу «незыблемые ос новы гражданской свободыа — неприкосновенность лич ности, свободу слова, собра ний. союзов, создание зако нодательной Думы. По этому поводу ссыльные в Коле вместе с некоторыми местными жителями устрои ли шествие по главной улице с красным флагом и пением *Марсельезы». Впервые от крыто, в полный голос, де монстранты пели: «Отречем ся от старого мира...» И все дружно подхватывали при пев: «Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный!» Дезориентированные ма нифестом. стояли в нереши тельности полицейские и молча взирали на происходя щее. Ораторы произносили Л цы в честь объявленной сво боды, а собравшиеся крича ли «Ура!» В 1906 году революционная во.-на докатилась и до Крайне го Севера. Стачечное движение охватило все крупные промыш ленные предприятия. В аван гарде борьбы шли лесопилыци- ки Ковды. 12 июня забастовали 645 рабочих завода Русанова. На другой день к ним присое динились рабочие заводов Ос- луида и Стюарта. 14 июня при остановили работу 347 рабочих На рыбацких судах и рей совых пароходах партийная литератѴра тайно провози лась на Мурман. Доставкой подпольных изданий в Ко лу занимался молодой рабо-- чий завода в Дровяном Петр Федорович Гусев. 18—20 сентября. 1906 года рабочие завода Рейниуса провели вторую забастовку. В Коле и Дровяном снова слышались пролетарские пес ни. В начале октября кольская полиция произвела в рабочих казармах обыски и обнаружила антиправи тельственную литературу, в том числе «книжки револю- : Поиск педепі чишателЬ Звучал „Марсельеза" в Кузомени Умбского лесопильного завода Беляевых. Накануне выступления Керетьская группа РСДРП отпечатала на гектографе об ращение к рабочим и листов ку с текстом четырех рево люционных песен: «Марсель езы», «Походного марша» («Смело, товарищи, в ногу»). -России» («Вздумал наш Трепов.. народ усмирить...») и «Варшавянки» (‘Вихри враждебные...»). Стачки повсюду сопровож дались массовыми шествия ми рабочих с красными фла гами и пением пролетарских песен. Особенно часто звуча ла «Варшавянка]'-: ...Но мьі подымем гордо н смело Знамя борьбы за рабочее дело. Знамя великой борьбы всех народов 3« лучший мио. за святую свободу. На бой кровавый. Святой и правый. Марш, марш вперед. Рабочий народ! Революционная песня сплачивала рабочих, подни мала решимость твердо от стаивать свои требования. Ярко, страстно и доходчиво песня говорила о социальном гнете и бесправии трудящих ся, звала их к ниспроверже нию эксплуататорского строя. 11 июля 1906 года объяви ли стачку 102 рабочих лесо пильного завода Рейниуса в Дровяном (близ Колы). Пред приниматели вынуждены были удовлетворить почти все требования стачечников. Впервые рабочие Кольского края почувствовали силу сво их совместных действий, значение классовой солидар ности. И в дружном натиске на капитал немало помогла рабочим боевая, революцион ная песня. А ЕТОМ 1906 года группа •'-1 русских социал-демо кратов по заданию Цент рального Комитета партии организовала в городе Варде (Северная Норвегия) изда тельство «Поморг, которое выпустило несколько про кламаций, брошюру «Наши требования* и сборник рево люционных песен «Под крас ным знаменем». ционных песен». Наиболее прочные корші революционная песня пусти ла в селе Кузомени. Дли тельная пропагандистская работа ссыльных и местных кружковцев дала свои ре зультаты. В классовом со- знашіи тружеников-помо- ров произошли глубокие сдвиги. Жительница Кузомени Елена Михаиловна Воронина отмечала: «...Село как бы разделилось на две части... Зажиточные креп ко держались царских поряд ков. з люди беднее, что пла вали матросами на парусных судах, батрачили, нанимались в покрут — они-то всеми сила ми поддерживали ссыльных, прислушивались к их голосу, разучивали и пелч революци онные песни...». Газета «Архангельск» в J4? 30 за 14 февраля 1907 года опубликовала корреспонден цию «Из Кузомени», в кото рой сообщалось: «Летом (1906 г.) было у нас человек 40 политических ссыльных, которые недурно пели «Марсельезу» и массу ре волюционных песен. Молодежь кузоменьскал — в большинстве любители пения — быстро усвоила слова и зимой дружное «Вставай, поднимайся». «Отре чемся от старого мира» огла шали воздух с раннего вечера до поздней ночи» 1 мая 1907 года более Л00 рабочих Умбского лесопиль ного завода по случаю проле тарского праздника прекра тили все работы и вышли на демонстрацию. В ведомости о стачках, составленной фаб ричной инспекцией, в графе о поведении рабочих во вре мя стачки отмечено: «Хож дение рабочих с красными флагами и пением револю ционных песен». Умбские крестьяне к де монстрации не присоедини лись, но с интересом наблю дали за небывалым рабочим праздіпіком. Бурно проходило праздно вание 1 Мая в Кузомени. Множество жителей, невзи рая на запрет урядника, име ете с ссыльными, с флагами и песнями отправились к бе регу моря, где состоялся ми тинг, на котором с речами выступали ссыльные и сель ские кружковцы. Запевалой был Ф. М. Кривотгеин. имев ший красивый и сильный го лос. Революционные песни не умолкали и в годы столы пинской реакции. Только пе ли их теперь не на виду у властей. В местах развлече ния молодежи — «на вече ринках, на горках, на кру- жаниях (хороводах), — вспо минал О. Д. Двинин, — поо- меж старинных песен пели революционные... Пели всег да общим хором... Бывали случаи, когда полиция раз гоняла людей за «недозво ленные «песнопения», а кое- кто и в каталажку (арестант скую) попадал...» По свидетельству местного жителя, краеведа Петра Ива новича Пирогова, «с 1907 — 1908 гг. уже во всех селени ях Терского берега поморы знали и любили петь там, где условия позволяли, револю ционные песни, особенно ‘ Варшавянку*. «Марселье зу». а также такие «воль ные». как «Степан Разин», «Александровский централ». «По диким степям Забай калья» и другие. Запрещен ные песни пели на рыбных промыслах, при переездах с одного места на другое, на сенокосе — пели «везде, от куда не доносились звуки до слѵха полицейских». Сергей Дурылнн. автор книги «За полуночным солнцем», бу дучи с 1911 году в порту Вар- дё, видел такую картину: два парнл-помора плыли на карба се и под гармонь высокими те норами пели «на всю гавань: — «Россия, Россия моя. жаль мне тебя!- Это был припев за прещенной песни «Россия», об личающей зверства царизма и содержащей известные слова: «Царь испугался, издал мани фест: мертвым свобода, живых под арест». Здесь, о Норвегии, поморам не гоозила каталажка, и они пели без боязни, в пол ный голос. Не забывали пролетарских песен и на лесопильных за водах. Без них не проходила ни одна маевка, а празднова ние 1 Мая на лесопильных заводах вошло в обычай. Старший фабричный ин спектор Аохангельской гу бернии В. П Гарин 26 апре ля 1914 года отмечал: «...Владельцы предприятий переносили приостановку действия заводов по случаю дня 1 Мая безропотно и, во избежание осложнений, іпі разу не подвергали праздну ющих рабочих взысканиям за прогул Боевые пролетарские пес ни способствовали воспита нию молодежи в революци онном духе. Учащиеся, рабо чие-подростки, зуйки жадно прислушивались к тому, что оассказывали ссыльные. Интересное свидетельство об этом содержится в письме по литических ссыльных Е. П. Ост- родумова и И. А. Хрусталева, перехваченном полицией. Сооб щая своим друзьям о поездке в Кемь з 1909 году, они писали: «Население относится к ссыль ным везде хорошо... Крестьяне оказывают им всякие услуги, ходят к ним в гости, сами при нимают их у себя, учатся у ссыльных петь «товарищеские» песни... С нами о качестве ку черов ехали между прочим два мальчугана лет 12— 15. Оба очень смышленые ребята: хо дят уже по 2—3 года на Мур ман для промыслов, бывали не один раз в Норвегии... Все три дцать верст занимали нас ин тересными рассказами про Мурман... Пели нам товарище ские песни, прося поправлять их там. где они делают ошиб ки...» Революционная песня бы ла важным средством поли тического развития будущих борцов за установление Со ветской власти на Севере. И. УШАКОВ Доцент Мурманского пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz