Ушаков И. Ф. Мурман революционный : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (59,0 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Год1917-й, Картинкиместнойжизни (Продолжение. Нач. в № 104 за 6 июня) 3. Смена власти Мурман уже более двадцати лет был связан с центром стра ны телеграфной линией. Из столицы по официальным ка налам (от правительственных учреждений) и от Петроград ского телеграфного агентства регулярно поступали всякого рода сообщения. Население оповещалось о распоряжениях начальства, о военных и других событиях. ' В конце февраля 1917 года, после известий о "беспорядках в Петрограде", телеграф замол чал. Кто-то задерживал сооб щения. Поползли разно речивые слухи. Только 4 марта пополудни стала достоянием гласности ошеломляющая весть: пала царская власть! В Романове возле здания ки нематографа собралась огром ная толпа жителей. Были прочитаны все телеграммы, по ступившие в последние три дня. В царском манифесте от 2 марта говорилось: "Признали мы за благо отречься от Пре стола Государства Российского и сложить с себя верховную власть... Да поможет Господь Бог России". Стихийно возник митинг. Ораторы горячо при ветствовали падение самодер жавия, "наступление новой эры", свободу России. 8 марта в Романове по при меру Петрограда возник Совет рабочих и солдатских депута тов. Затем Совет появился в ад министративном центре края - городе Александровске (ныне Полярный). Во всех семи во лостях Александровского уезда возникли избранные населени ем комитеты. Демократизация шла дальше: 29 сельских об ществ создали свои комитеты. Волостные правления - преж ние выборные органы местного самоуправления - ставились под контроль комитетов, со ставленных из противников старой власти. Так, председате лем сельского комитета в коло нии на острове Кильдин был избран Иван Машистов, быв ший петербургский токарь по металлу, высланный на Север в 1903 году за антиправительст венную деятельность. Секрета рем Александровского ис полнительного комитета стал прогрессивно настроенный местный учитель Владимир Эрин. По распоряжению Временно го правительства от 13 марта была упразднена полиция. В городах Коле, Романове и Александровске, а также в крупных селениях для поддер жания порядка жители избрали милиционеров. Представите лем центральной власти для гражданского населения Мур мана Временное правительство назначило комиссара - бывше го чиновника по крестьянским делам Александра Мухина, более двадцати лет плодотвор но проработавшего в крае. Население настаивало на том, чтобы все должности в местной администрации были выборными. "Свободные граж дане" (так они подписались) Иван Попов и В. Моринев по дали в Александровский испол ком заявление с требованием удалить от должности делопро изводителя городского управ ления Федора Харчева, которого "на эту должность никто не избирал... Какое же после этого выходит демокра тическое начало?!" "Свободные граждане" часто не хотели признавать какую- либо власть над собой. Прави тельство призвало на помощь учителей и священников. 15 марта вышло обращение к ним: "Совершился государственный переворот. Россия обновлена. На вас, в большинстве единст венных культурных работни ков в деревне, возлагается долг по укреплению нового строя среди сельского населения. Это вы можете сделать путем пуб личных чтений, на которых должно быть разъяснено важ ность происшедших событий, права и обязанности граждан вообще, а особенно же при из брании членов в Учредитель ное Собрание на основании всеобщего, прямого, тайного и равного голосования. Укреп ляйте в народе законность и порядок!" Войска, размещенные в крае, и местная администрация в марте приняли присягу "перед Богом и своей совестью быть I верным и неизменно предан ным Российскому Государству как своему Отечеству". Святей ший Синод распорядился не упоминать царя и его фамилию (круг ближайших родственни ков) при богослужении. 3 апре ля город Романов-на-Мурмане получил новое название "Мур манск". Александровский уезд офи циально считался театром военных действий. Во всех от ношениях, так или иначе свя занных с обороной края, местное население было подчи нено Главному военно-морско му начальнику, назначенному Временным правительством. 4. Свобода на Мурмане Февральская революция при несла реальную свободу и на окраины России. 6 марта 1917 года Временное правительство объявило всеоб щую политическую амнистию. Из мест заключения вышли на казанные за сопротивление царскому режиму, в том числе и арестованные за уклонение от обязательных работ на стро ительстве Мурманской желез ной дороги и разгрузке пароходов в порту. Жители почувствовали себя свободными людьми. Гражданские права получи ли и военнослужащие, которых в крае находилось несколько тысяч. В разъяснении военного и морского министра А. Ф. Ке ренского от 11 мая говорилось: "Каждый военнослужащий имеет право быть членом любой политической, нацио нальной, религиозной, эконо мической или профес сиональной организации, об щества или союза. Каждый военнослужащий во внеслужеб ное время имеет право свобод но и открыто высказывать и исповедовать устно, письменно или печатно свои политичес кие, религиозные, социальные и прочие взгляды. Всем воен нослужащим предоставляется право ношения гражданского платья вне службы..." Появилась свободная пресса. Стали беспрепятственно выхо дить газеты, отражавшие инте ресы широких слоев народа. С 19 марта в губернском центре началось издание "Известий Архангельского Совета рабо чих и солдатских депутатов". В начале июля родилась крес тьянская газета "Воля Севера". В Мурманске возникла типо графия "Свободный гражда нин", в которой с 4 августа стали печататься "Известия Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов". В народной среде, на волост ном и уездном уровне, появи лись инициативные деятели, которые проводили в жизнь ус тановки Временного прави тельства, развивали демокра тические начала. Примером может служить деятельность Кирилла Васильевича Кустова. 30 апреля в Александровский комитет поступила жалоба смотрителя лесного склада на Кильдине Ивана Прокофьева на самовольство Кустова, ко торый до поселения на Мурма не жил в Петербурге и, получив субсидию, уже четвертый год не может выстроить дом... 10 апреля Кустов, собрав всех местных колонистов Кильдина, организовал союз рыбаков и звериных промышленников... произвел выбор сельского ста росты... Кустова ни уездный комиссар, ни волостной коми тет производить такие выборы не уполномачивали". Проко фьева Кустов назвал староре- жимцем. По этому поводу жалобщик возмущался: "Никто не имеет права клеймить пред целым обществом, как это сде лал Кустов, относя бывшую мою должность таможенного урядника к позорным поступ кам полиции 1905, 1906 годов..." В начале сентября Кустов стал членом исполни тельного комитета Всероссий ского Совета крестьянских депутатов от Александровско го уезда. Жители, пользуясь свобо дой, безбоязненно выражали недоверие прежним начальни кам. Териберский сельский сход 10 мая заявил: "Бывшего чиновника по крестьянским делам Мухина уездным комис саром иметь не желаем как приверженца старого цариз ма". Иногда свобода выходила за рамки допустимого. Сохранил ся любопытный документ - об ращение Александровского исполнительного комитета к военному начальнику края М. С. Рощаковскому от 14 апреля 1917 года: "В Териберке и Гав рилове свобода понята как анархия, и происходит раздел имущества наиболее зажиточ ных граждан, главное, купцов. Исполнительный комитет решил войти в контакт с испол нительным комитетом города Мурманска для совместной по сылки депутатов для объясне ния свобод и водворения порядка. Комитет обращается к вам с просьбой дать им воз можность, как можно быстрее, отправиться туда на каком-ни будь из судов". На документе имеется резолюция Рощаков- ского, обращенная к команди ру линейного корабля "Чесма": "Прошу капитана второго ранга Паскина оказать всякое содействие и дать тральщик. 15 апр. - 1917 года”. Исполнение церковных обя занностей стало делом совести самих граждан. Для верующих висели на видных местах опо вещения - "расписание служб в церкви святого Николая Чудо творца на кольской Базе" с указанием дней и часов, когда можно было исповедоваться и причащаться. В войсках "учас тие в общей молитве" стало не обязательным. Иван УШАКОВ, краевед. Рис. Михаила АРУСТАМОВА. (Продолжение следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz