Ушаков И. Ф. Мурман революционный : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (59,0 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Год1917-й,Картинкиместнойжизни Настоящие заметки написаны в связи с 80-летием Великой Российской революции. Они отражают лишь некоторые аспекты и эпизоды жизни Кольского Севера в том судьбоносном для нашей страны 1917 году. Большинство сведений почерпнуто из разных фон­ дов Государственного архива Мурманской области. 1. Царское спасибо Шел третий год мировой войны, и конца ее еще не было видно. Два блока государств напрягали силы для достиже­ ния победы. Успех сражений на фронтах в значительной мере зависел от снабжения армий вооружением, боеприпасами, снаряжением. Русская промыш­ ленность, несмотря на усилен­ ную работу предприятий, оказалась не в состоянии пол­ ностью обеспечить многомил­ лионную армию средствами ведения войны. В 1916 году царское прави­ тельство сумело провести на Мурман железную дорогу и по­ строить у Кольского залива торговый порт для получения военных поставок от союзни­ ков - Англии и Франции. Рус­ ское командование возлагало большие надежды на подвоз всего необходимого из-за гра­ ницы. Немецкие подводные лодки рыскали в северных водах и то­ пили транспорты, шедшие с по­ ставками в Мурманский порт. 20 октября 1916 года миноно­ сец "Грозовой", посыльное судно "Купава" и тральщик № 13 из флотилии Северного Ледовитого океана потопили немецкую лодку "U-56" и выну­ дили удалиться другую. Капи­ тан второго ранга Терентьев был награжден орденом Свято­ го Владимира 4 степени с меча­ ми и бантом, а восемь других отличившихся в схватках с не­ мцами получили ордена Свя­ той Анны 3 и 4 степени и Святого Станислава 3 степени. Мурманское побережье и рейд Кольского залива надеж­ но охранял отряд судов под командованием контр-адмира­ ла А. И. Бестужева-Рюмина. В январе 1917 года Мурманский порт принял 51060 тонн, в фев­ рале - 66455 тонн военных гру­ зов для русской армии. 20 февраля 1917 года в город Романов-на-Мурмане поступи­ ла телеграмма морского мини­ стра адмирала И. К. Григоровича, извещавшая о том, что государь император выразил благодарность Бесту­ жеву-Рюмину и пожаловал ему орден Станислава первой сте­ пени, велел объявить благово­ ление "командирам и всем офицерам кораблей "Чесмы" и "Варяга", а нижним чинам - царское спасибо". Ордена Вла­ димира, Анны и Станислава разных степеней получили еще 9 лейтенантов и мичманов. 2. Трагедия на Кольском заливе Разгрузкой судов в Мурман­ ском порту занимались около двух тысяч рабочих. Боль­ шинство их жило в припорто­ вых бараках, а часть размещалась на судах, стояв­ ших на рейде. На пароходе "Нигерия", при­ надлежавшем английскому об­ ществу "Р. Мартенс и Ко", в подпалубном помещении, про­ живали 98 грузчиков - наемных рабочих, завербованных пре­ имущественно в Тульской и Ка­ лужской губерниях. Им обещали хорошие заработки, отсрочку от призыва в армию. 46 человек уже имели опыт раз­ грузки судов, полученный в Ар­ хангельске, остальные были новички. Вечером 23 февраля 1917 года густой туман окутал залив, на котором стояло более трех десятков судов. За полчаса до полуночи стар­ ший механик парохода "Ниге­ рия" В. С. Вильямс обошел судно и доложил капитану: на корабле "все в порядке". Вско­ ре, отработав смену, пришла артель грузчиков, села пить чай. Большинство людей уже спало. Судовая команда - че­ тырнадцать англичан - занима­ ла другую часть судна, отделенную от жилого помеще­ ния русских. На исходе суток сменилась пара дневальных, не­ сших дежурство на корабле. Ничто не предвещало несчас­ тья. В 24 часа впереди, по левому борту парохода, в твиндеке (межпалубье), внезапно вспых­ нул "сразу большой огонь", от­ резавший выход на верхнюю палубу. Один из грузчиков - 36-летний крестьянин Василий Шишов бросился в пламя и, не­ смотря на сильные ожоги, про­ рвался наружу. Но огонь бушевал столь страшно, что никто не последовал его приме­ ру. Существовал другой путь спасения: через трюм, напол­ ненный углем, имелся тоннель в кочегарку, а из нее - наружу. Первым этим путем прошмыг­ нул и спасся мальчик. Затем крестьянин Никита Лунков увлек за собой многих грузчи­ ков. Всего через угольный трюм вышло около тридцати человек. Капитан парохода И. Ц. Шутер по радио обратился за помощью к судам, стоявшим на рейде. На тушение пожара вышли ледокол № 8 и тральщик № 22. Когда густой дым стал прони­ кать через угольный трюм в кочегарку, в 0 часов 35 минут механик Вильямс, осмотрев угольную яму и никого не найдя в ней, закрыл "водоне­ проницаемую переборку" - единственный выход из поме­ щения русских грузчиков. В час ночи на "Нигерии" про­ гремел взрыв, пламя охватило второй и третий трюмы, огонь перекинулся на соседние суда - "Ольгу" и "Ксению". В 2 часа 20 минут к горящей "Нигерии" но- , дошла "Купава" и отбуксирова­ ла ее на расстояние, безопасное для "Мурманской пристани Ро­ мановского Торгового порта". На "Нигерии" продолжали рваться сигнальные ракеты. В 5 часов утра прогрохотали два сильных взрыва. К 10 часам огонь ослаб. На "Нигерии" заживо сгоре­ ли 58 рабочих и один умер от | ожогов в больнице. Никто из | английской команды не постра­ дал. I Несмотря на тщательное рас- | следование, причину возгора­ ния установить не удалось. ; Мученическая смерть 59 грузчиков потрясла портови­ ков. Но вскоре другие события j затмили эту трагедию. Вдали от | Романова-на-Мурмане, в сто- 1 лице Российской империи вспыхнуло революционное пламя, которое привело к гибе­ ли романовскую династию и явилось началом великих по­ трясений в России. Иван УШАКОВ, краевед. Рис. Михаила АРУСТАМОВА. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz