Ушаков И. Ф. Мурман революционный : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (59,0 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Год1917-й,Картинкиместнойжизни Настоящие заметки написаны в связи с 80-летием Великой Российской революции. Они отражают лишь некоторые аспекты и эпизоды жизни Кольского Севера в том судьбоносном для нашей страны 1917 году. Большинство сведений почерпнуто из разных фон дов Государственного архива Мурманской области. 1. Царское спасибо Шел третий год мировой войны, и конца ее еще не было видно. Два блока государств напрягали силы для достиже ния победы. Успех сражений на фронтах в значительной мере зависел от снабжения армий вооружением, боеприпасами, снаряжением. Русская промыш ленность, несмотря на усилен ную работу предприятий, оказалась не в состоянии пол ностью обеспечить многомил лионную армию средствами ведения войны. В 1916 году царское прави тельство сумело провести на Мурман железную дорогу и по строить у Кольского залива торговый порт для получения военных поставок от союзни ков - Англии и Франции. Рус ское командование возлагало большие надежды на подвоз всего необходимого из-за гра ницы. Немецкие подводные лодки рыскали в северных водах и то пили транспорты, шедшие с по ставками в Мурманский порт. 20 октября 1916 года миноно сец "Грозовой", посыльное судно "Купава" и тральщик № 13 из флотилии Северного Ледовитого океана потопили немецкую лодку "U-56" и выну дили удалиться другую. Капи тан второго ранга Терентьев был награжден орденом Свято го Владимира 4 степени с меча ми и бантом, а восемь других отличившихся в схватках с не мцами получили ордена Свя той Анны 3 и 4 степени и Святого Станислава 3 степени. Мурманское побережье и рейд Кольского залива надеж но охранял отряд судов под командованием контр-адмира ла А. И. Бестужева-Рюмина. В январе 1917 года Мурманский порт принял 51060 тонн, в фев рале - 66455 тонн военных гру зов для русской армии. 20 февраля 1917 года в город Романов-на-Мурмане поступи ла телеграмма морского мини стра адмирала И. К. Григоровича, извещавшая о том, что государь император выразил благодарность Бесту жеву-Рюмину и пожаловал ему орден Станислава первой сте пени, велел объявить благово ление "командирам и всем офицерам кораблей "Чесмы" и "Варяга", а нижним чинам - царское спасибо". Ордена Вла димира, Анны и Станислава разных степеней получили еще 9 лейтенантов и мичманов. 2. Трагедия на Кольском заливе Разгрузкой судов в Мурман ском порту занимались около двух тысяч рабочих. Боль шинство их жило в припорто вых бараках, а часть размещалась на судах, стояв ших на рейде. На пароходе "Нигерия", при надлежавшем английскому об ществу "Р. Мартенс и Ко", в подпалубном помещении, про живали 98 грузчиков - наемных рабочих, завербованных пре имущественно в Тульской и Ка лужской губерниях. Им обещали хорошие заработки, отсрочку от призыва в армию. 46 человек уже имели опыт раз грузки судов, полученный в Ар хангельске, остальные были новички. Вечером 23 февраля 1917 года густой туман окутал залив, на котором стояло более трех десятков судов. За полчаса до полуночи стар ший механик парохода "Ниге рия" В. С. Вильямс обошел судно и доложил капитану: на корабле "все в порядке". Вско ре, отработав смену, пришла артель грузчиков, села пить чай. Большинство людей уже спало. Судовая команда - че тырнадцать англичан - занима ла другую часть судна, отделенную от жилого помеще ния русских. На исходе суток сменилась пара дневальных, не сших дежурство на корабле. Ничто не предвещало несчас тья. В 24 часа впереди, по левому борту парохода, в твиндеке (межпалубье), внезапно вспых нул "сразу большой огонь", от резавший выход на верхнюю палубу. Один из грузчиков - 36-летний крестьянин Василий Шишов бросился в пламя и, не смотря на сильные ожоги, про рвался наружу. Но огонь бушевал столь страшно, что никто не последовал его приме ру. Существовал другой путь спасения: через трюм, напол ненный углем, имелся тоннель в кочегарку, а из нее - наружу. Первым этим путем прошмыг нул и спасся мальчик. Затем крестьянин Никита Лунков увлек за собой многих грузчи ков. Всего через угольный трюм вышло около тридцати человек. Капитан парохода И. Ц. Шутер по радио обратился за помощью к судам, стоявшим на рейде. На тушение пожара вышли ледокол № 8 и тральщик № 22. Когда густой дым стал прони кать через угольный трюм в кочегарку, в 0 часов 35 минут механик Вильямс, осмотрев угольную яму и никого не найдя в ней, закрыл "водоне проницаемую переборку" - единственный выход из поме щения русских грузчиков. В час ночи на "Нигерии" про гремел взрыв, пламя охватило второй и третий трюмы, огонь перекинулся на соседние суда - "Ольгу" и "Ксению". В 2 часа 20 минут к горящей "Нигерии" но- , дошла "Купава" и отбуксирова ла ее на расстояние, безопасное для "Мурманской пристани Ро мановского Торгового порта". На "Нигерии" продолжали рваться сигнальные ракеты. В 5 часов утра прогрохотали два сильных взрыва. К 10 часам огонь ослаб. На "Нигерии" заживо сгоре ли 58 рабочих и один умер от | ожогов в больнице. Никто из | английской команды не постра дал. I Несмотря на тщательное рас- | следование, причину возгора ния установить не удалось. ; Мученическая смерть 59 грузчиков потрясла портови ков. Но вскоре другие события j затмили эту трагедию. Вдали от | Романова-на-Мурмане, в сто- 1 лице Российской империи вспыхнуло революционное пламя, которое привело к гибе ли романовскую династию и явилось началом великих по трясений в России. Иван УШАКОВ, краевед. Рис. Михаила АРУСТАМОВА. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz