Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
Ловозеро отстояло от железнодорожной станции Пулозеро в 92 ки лометрах, а от нее до Колы — 77 километров. Большой, динамич ный мир — огромная стройка с тысячами рабочих и служащих — вторгся в тундру, где веками почти ничего не происходило. Вмес то службы в армии саамов и коми с оленьими упряжками брали по мобилизации, с согласия военного министра, на перевозку строительных и военных грузов на линии Кандалакша — Кола. Медленно и с большими трудностями шло сооружение Иоканг- ской базы. Недостаток рабочей силы и материалов не позволил закончить строительство в намеченный срок — к концу 1916 года. О положении дел в Иоканге регулярно информировал правитель ство контролер, инженер-технолог Лев Максимович Иоэльсон. Его сообщения ярко характеризуют условия труда и быта строи телей. «Работы не двигаются,'— доносил он радиограммой 9 а в густа 1916 года. — Рабочие и ратники находятся в крайне бед ственном положении, болеют, заражены паразитами вследствие отсутствия теплых одеял, шапок, брюк, рукавиц, набитых м а т р а цев, подушек, недостатка сапог, теплых дождевиков, кипятильни ков. При холодном северном ветре и дожде ходят полуголые, спят в мокрой одежде в холодном трюме и палатках». В Иоканге находилось около 500 вольнонаемных рабочих и ратников морского ополчения. В сообщении от 11 августа 1916 года Л. М. Иоэльсон пишет, что им «вместо расчета выдают ся мелкие авансы, заработок рассеивается и никто не знает, сколько ему следует получить... Острое недовольство условиями работы началось забастовками 1—5 июля с. г. и в настоящее время выражается почти в ежедневных частичных и общих пере рывах работы на 2—3 часа с вызовом производителей работ для изложения претензий... Недовольство и ропот приняли одно время такой обостренный характер, что вызвали необходимость прибегнуть к содействию властей стоявших в то время на Иоканг- ском рейде военных судов». Только 22' сентября 1916 года, в разгар штормов и снежных метелей, в Иокангу прибыл пароход «Синеус» с теплой одеждой и продовольствием. Экипаж «Синеуса» при этом рисковал жизнью: германские подводные лодки с М сентября по 1 октября потопили у берегов Мурмана, главным образом близ острова Кильдин, 31 судно. Иокангская стройка была вполне обеспечена ржаной мукой и овсом, но испытывала острый недостаток мяса и масла. Существенную помощь в снабжении; строителей мясом оказали ловозерские коми. 23 сентября 1916 года Иван Артеев доставил в Иокангу 22 оленьих туши весом 78 пудов 30 фунтов, 7 октяб р я — еще 18 туш весом 77 пудов 26 фунтов и 2 н о я б р я— 110 туш весом 194 с половиной пуда общей стоимостью 3158 рублей 9 ко пеек. Как извещал начальник Иокангской базы инженер 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz