Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

зина, — требуется много искусства и много вкуса... Онн шьются из узких полосок белой и темной оленьей шкуры. Между этими полосками вводят узкие полоски разноцветного сукна, такие же треугольники, зубчики и т. п. Лопарка должна не только сшить яры крепкими швами, чтобы не пропускали снег или воду, но и з а ­ ботиться о красивом, оригинальном рисунке, думать о располо ­ жении и чередовании сукна и меха». Художественное творчество мужчин проявлялось в украшении предметов домашнего обихода, саней-керёжек, промыслового сна­ ряжения. Чаще всего применялась резьба по дереву и кости. В числе вещей, собранных А. И. Кельсиевым, отмечены «покры­ тые резьбою» пряслица, костяной крюк для прикрепления колы­ бели, гребень, кейкала («дощечки с клеймами, надеваемыми на шею оленей»), декоративные костяшки. «Все эти вещи, — по­ яснял ученый, — интересны по их старине и награвированным на них узорам». Посредством резьбы саамские художники создавали в своих жилищах своеобразные «картины» — деревянные доски с изобра­ жениями построек, оленей и бытовых сцен. «Редко можно встре­ тить вежу или тупу, — отмечала В. Н. Харузина, — на деревян ­ ной, прокоптевшей стене которой не увидишь грубо вырезанное ножом изображение оленя... Иногда олень впряжен в керёжку или балок, иногда бежит один, иногда его сопровождает человек в лыжах и собака». На з адках саней, на колыбелях и прялках делались росписи и рисунки красящими веществами. Многие предметы домашней утвари представляли собой худо­ жественные поделки, изготовленные из полосок бересты (короба, туеса, скатерти), тонких сосновых корней (сумки-<плетенки, кор ­ зинки), ствола дерева (колыбели, корыта, столовые доски, ков­ ши), украшенные геометрическими фигурами и узорами. К началу XX века часть традиционных предметов быта выхо­ дит из употребления. «Местное производство, — сообщал А. И. Кельсиев,-— совершенно вытесняется наплывом привозных фабричных товаров». Дореволюционные саамы не создали своей национальной ли ­ тературы, музыки, театра. Но они не были диким и невежествен­ ным народом. Это подтверждают все, кто имел возможность лично видеть жизнь саамов. Приведем лишь некоторые высказывания. А. И. Кельсиев: «Лопари народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный и веселый, идеально кроткий и ласковый в семей­ ной жизни... Лопарь не умеет принижаться. С каждым прие зжаю­ щим он держит себя как с равным. Он вежлив, почтителен, дру ­ желюбен, весел и очень религиозен. Бедность содействовала р а з ­ витию чувств сострадательности и справедливости». Привыкший видеть приниженность русского крестьянина, ученый был удивлен 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz