Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
Пойду я на горы, на высокие крутые вараки. Возьму я с собою стрелы, Набью я на вараках диких оленей, крупных и жирных оленей. Сыграю я свадьбу, веселую, шумную свадьбу... В. Ю. Визе в 1910 году записал благодарственную песню ло паря: Спасибо тебе, лес великий. Спасибо за оленя дикого, за рога его красивые. Спасибо тебе, — сыт я, человек... По свидетельству путешественников, саамы охотно пели рус ские песни, но не забывали и своих. Представления об устройстве мира саамы восприняли из хри стианского учения. Этому способствовали густая сеть церквей и часовен, систематические выезды причтов к саамам как зимой, так и летом. Александровское благочіиние в рапорте за 1899 год сообщало: «Причты старательно и добросовестно исполняют свое пасторское служение... Поучения и проповеди на праздничные дни и воскресные производились по всем церквам... Лопари и зы ряне Ловозерского прихода почти все без исключения исполняют христианский долг... с усердием посещают богослужения». К началу XX века на Кольском полуострове уже не существо вало языческих святилищ. Только в глуби Лапландии сохраня лись еще сейды, к которым лопари относились с почтением. По словам В. Ю. Визе, на одном из островов Ловозера находилась «старуха» (нечто вроде идола), которой некогда саамы приноси ли жертвы. Бытовали легенды о сейдах — духах гор и озер. Но безвозвратно ушли из жизни шаманы (кебуны) как носители старого культа. Так называемые «нойды» не отвергали христиан ства и выступали в качестве знахарей и предсказателей. О на стоящих «колдунах» остались лишь воспоминания. В. Ю. Визе, посетивший Центральную Лапландию в 191 , 1— 1912 годах, слышал рассказ о колдуне в Лявозерском погосте Михаиле Кирилловиче, который умер «лет 20 тому назад» (то есть в конце XIX века). Он знал древний ритуал общения с дьяволами, в обиходе не дер жал каких-либо железных вещей (ножи, например, у него были из оленьей кости). Похоже, что упомянутый лявозерец являлся последним профессиональным колдуном. Замечательно прикладное искусство лопарей. Путешественни ки второй 'половины XIX — начала XX века вывезли немало пре красных изделий, свидетельствующих о тонком художественном вкусе саамов. В 1877 году в Лапландию за материалами для выставки в Москве приезжал антрополог А. И. Кельсиев. Проехав по ло- 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz