Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Собрались лопари Ловозерского погоста в одном из скрытых мест. Разбились на кучки и принялись играть в мяч. Вдруг один лопин, что настороже был, увидал приближающихся шведов. Р а з ­ бежались лопари по кустам, а на поляне остались два брата: им велено было отвести глаза шведам. Старший брат надел печок внакидку и брату тоже велел. Не послушался младший брат и не переодел печка. Подошли шведы ближе, а братья сразу бро­ сились в их толпу. Схватили шведы з а печки и поймали младше ­ го, а вместо другого лопина в руках у них один печок остался. Бросились шведы в погоню, но скоро все отстали от быстрого лопина, только один чудь-жёре (предводитель врагов) не пере­ ставал бежать. До б ежа л лопин до реки, перепрыгнул через реку и остановился. Подбежал чудь-жёре, а прыгнуть не смеет-— боится утонуть. Н а ч ал лопин насмехаться над его трусостью. Рассердился швед и бросил в лопина саблей. А тот поймал саблю, перескочил через реку на з ад и бросился на чудь-жёре, только не убил, а отрезал язык, чтоб тот своим ничего сказать не смог. Бросил шведа лопин, побежал и скрылся в лесу. Так спас лопин погост от разбойников-шведов. Самобытен мир саамских сказок: о дочери Солнца Найнас, злой волшебнице Аадзь, человеке-медведе Сталло, карликах — чахкли, о разных животных и приключениях людей. В сказках саамов отразились их мировоззрение и мораль — представления о сверхъестественных силах и божествах, отношение к добру и злу, смелости и трусости, любовь к Родине, ненависть к наси­ лию, стремление к свободе. В каждом погосте были свои признанные сказители: Афанасий Матрехин в Каменке, Михаил Титов в Иоканге, Авдотья Матрехи- на в Лумбовке, Петр Сорванов в Ловозере. Сказки рассказывали обычно пожилые женщины, а их слушателями являлись преиму­ щественно дети, хотя с незапамятных времен существовали сказки и для взрослых. Саамы очень любили петь песни — и в домашней обстановке, и в пути, и на промысле в часы отдыха. Саамские песни почти всегда — импровизация, без твердо фиксированного текста. Пелись они по всем поводам, которые д а в а л а жизнь. Сюжеты и жанры разнообразны. Это прославление удачи на промысле, любование оленями в стаде или в упряжке, это желание чего-либо, рассказ о чем-то случившемся в погосте. Песня слагалась самим певцом, могла быть лирической, шуточной. В одной из песен высмеивалось хвастовство богатых женщин, к аж д а я из которых хвалилась своим достатком: оленями, деньгами, красивой одеждой — и славой доб­ рой хозяйки, умением искусно сшить чапорный печок (шубу из шкур молодых оленей), белые яры (меховую обувь) и ру ­ кавицы. В другой песне молодой охотник излагал свою мечту: 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz