Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

мии в уезде врач узнает спустя долгое время и к месту эпидемии не скоро сможет прибыть, а весною и осенью, по отсутствию вся­ ких путей сообщения в Лапландию и на Терский берег, врач вы­ нужден бездействовать...» В 1901 году в Понойской волости из 655 жителей умерло 82 человека, из них 42 — от скарлатины и 11 — от тифа. Часть лопарей, особенно во внутренней Лапландии , не получа­ ла квалифицированной медицинской помощи и прибегала, по сло­ вам И. Н. Шмакова, к своим знахарям, которые лечили не только действенными лекарствами, но и посредством «заговоров, нагово­ ров и заклинаний». Результаты такого лечения далеко не всегда были положительными, хотя народная медицина выработала ряд ценных способов предохранения и избавления от болезней. До с т а ­ точно сказать, что лопари не страдали от цинги, успешно лечили некоторые телесные повреждения. В среднем саамы жили дольше, чем русские крестьяне Кольского Севера. Все без исключения наблюдатели отмечают тяготение саамов к русской культуре. «В настоящее время, — писал в 1909 году док­ тор медицины И. Н. Шмаков, — во многих лопарских погостах встречаются избы наподобие русских (белые избы) с тою лишь разницею, что они размером много меньше... Хлеб с появлением у лопаірей русских печей вошел во всеобщее употребление, но еще не так давно вместо хлеба в ходу были пресные колобы («резки»), которые готовились на открытом огне и поджаривались со всех сторон». Улучшились гигиенические условия жизни — в тупах и избах было светлее и чище, чем в вежах. В начале XX века у лопарей появились первые бани. В саамский быт стали прони­ кать керосиновые лампы, самовары, посуда фабричного изготов­ ления, обои, суздальские картинки. Саамы создали множество устных произведений — сказок, пре­ даний, бывалыцин, песен. Лишь часть из них записана собирате­ лями саамского фольклора, большинство же ныне забыто и н а ­ всегда утрачено. Исторические предания повествовали о борьбе лопарей с иноземными захватчиками. В сказаниях саамы побеж­ дают их, как правило, не столько оружием, сколько хитростью и волшебством. Почти всегда предания о былых событиях св я з а ­ ны с конкретными географическими объектами (каким-то озерком, скалой, горой, рекой). Легенды (ловты) прославляли храброго и сильного Ляйне и других героев-саамов. В терских погостах из поколения в поко­ ление передавался цикл сказаний о Мяндаше — человеке-олене и божестве. Каменские лопари считали его своим предком. Вот одна из легенд, бытовавшая в Ловозерском погосте: «Как лопин спас целый погост от шведов» (запись А. Л. Яшенко, 1887 год). 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz