Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
В 1893 году за организацию школы в Ловозере взялся Архан гельский комитет православного миссионерского общества. На должность учителя прислали Ивана Яковлевича Иванова, окон чившего один класс духовной семинарии, назначив ему 20 рублей месячного жалованья. Комитет выделил на содержание школы и устройство при ней общежития для учащихся 130 рублей 40 ко пеек, назначил 10 рублей в месяц законоучителю — Н. Н. Шм ак о ву. Занятия начались 7 декабря 1893 года. Посещали школу 13 мальчиков и 6 девочек. Миссионерский комитет снабдил ловозерскую школу учебны ми пособиями и письменными принадлежностями, в сентябре 1894 года прислал в Колу 100 экземпляров Евангелия от Матфея на лопарском языке, а в 1895 году издал в Архангельске «Азбуку для лопарей», выдержанную в религиозно-монархическом духе. Школа помещалась в тесной саамской тупе, имела убогое оборудование. Среди учащихся насчитывалось лишь 6 саамских мальчиков. В 1896 году все школьное имущество сгорело. Тогда жители, по инициативе и при финансовой помощи ижемцев, созда ли школу грамоты, наняли з а 50 рублей псаломщика, который в зимнее время, менее четырех месяцев в году, обучал детей всем предметам. 11 февраля 1898 года начались занятия в школе, по строенной И. Н. Терентьевым. Новое здание состояло из трех комнат и сеней, служивших раздевалкой. В одной из комнат ноче вали учащиеся из других погостов. На кухне дети получали пищу. Должность учительницы з аняла прибывшая из Архангельска Е. Д. Догадкина — выпускница мариинской женской гимназии. Она отдавала много сил обучению детей коми, саамов и ненцев: старалась выработать понимание русской речи и умение объяс няться по-русски, прививала интерес к учебе, проводила вечерние занятия по русскому языку и арифметике. Учение длилось с нояб ря до апреля, а потом дети уезжали в тундру вместе с родителями. Состав учащихся был следующим: в 1900 году посещали школу 12 мальчиков и 8 девочек ( к оми— 15, ненцев — 3, русских— 1, с а а м о в— 1); в 1902 году — 21 мальчик и 7 девочек (коми — 25, саамов — 3). Всероссийская перепись населения 1897 года показала значи тельно повысившийся уровень грамотности жителей Кольского уезда. В 1869 году грамотность поморов (без детей дошкольного возраста) не достигала и 10 процентов. В 1897 году она составля ла 36 процентов; грамотных саамов, то есть умеющих читать и писать по-русски, насчитывалось в возрасте 10 лет и старше 7,1 процента; из 66 коми мужского пола грамотных было 19 чело век, из 51 коми женского пола — 6 человек. Полукочевая тундровая жизнь не способствовала закреплению грамотности, да и сфера применения ее была неширока. Некото 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz