Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
замшу, которую т акже выгодно сбывают в Петербурге. Онн же предполагают устроить заведение для консервов из оленьего мяса и их языков, а т акже из местной рыбы и хотят вызвать для этого опытного мастера. У лопарей же продукты оленнего хозяйства употребляются преимущественно для собственной надобности — на одежду и пищу — и меньшая часть обменивается местным тор говцам на муку, соль и прочие припасы. Таким образом, видно, что поселение ижемцев — явление желательное в смысле правиль ного оленеводства на Кольском полуострове, а лопари в силу не обходимости со временем будут подражать этому хозяйству...» Противоположное мнение высказывала «мать лопарей» — Т. И. Ку- коверова. В письме губернатору она зая вляла , что ижемцы посе лились в Лапландии обманом: привезли безграмотным лопарям бумагу, пригласили на сход священника и урядника и сказали лопарям: «Вот государь-батюшка вам кланяется и велит вам при нять нас в ваше общество»; что ижемцы «напоили лопарей допья на и сделали общественный приговор о принятии их в общество». До появления ижемцев, утверждала Т. И. Куковерова, у лопарей было много оленей, д аж е бедные имели по 250 животных (это, не сомненно, преувеличение), а теперь их оленеводство гибнет. «Бе лый мох служит кормом оленей... Стада ижемцев ежегодно изби вают его не менее как на протяжении 50 верст, а вновь вырасти он может не ранее 20 лет... Ижемцы разбогатели, а лопари обедне ли... И скоро все заберут в свои руки пришельцы ижемцы. Неод нократно лопари находили своих оленей в стадах ижемцев и на просьбу лопарей возвратить их собственность ижемцы неко торым делали угрозы, а на иных нападали с кольями. Лопари жаловались кольскому мировому судье, но жалобы были без успешны». Т. И. Куковерова требовала оградить «интересы лопа р е й— этих мирных оленеводов, коренных жителей Кольского по луострова — от хищничества ижемцев». Недоразумения и столкновения происходили не столько «от хищничества ижемцев» (это передержка), сколько на почве разного ведения хозяйства и несходства обычаев. При вольном выпасе саамские олени то и дело попадали в ижемские стада. Коми при наличии клейма на ухе животного, как правило, не спо рили и возвращали оленей их владельцу. Но найти своего оленя в тысячном стаде практически было невозможно. Коми не считали нужным извещать кого-либо об оленях, приставших к их стадам; саамы же в таких случаях разыскивали хозяина и за небольшую награду приводили к нему оленей сами. Ссоры из-за оленей не доходили, однако, до острых конфлик тов и улаживались почти всегда без судебного вмешатель ства. Но неприязнь саамов и русских к «хитрым ижемцам» су ществовала. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz