Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

кому-либо, не спрашивая согласия общества. Время от времени суйма производила передел угодий. Она ул ажив ал а споры и конф­ ликты между лопарями, определяла наказание виновным (штраф или розги). В волостной суд лопари, как правило, не обращались. «Лапландцы, — писал В. И. Немирович-Данченко, — чрезвычайно любят свой парламент. Сберутся все в чистых платьях, начнут тихо, но потом голоса ораторов становятся все громче и громче, страсти возбуждаются, определяются партии. Все начинают гово­ рить в одно и то же время — и странно, что все понимают друг друга. Лица краснеют, одни вытягиваются вверх, другие приседа­ ют, все размахивают руками, горячатся — и моментально, как-то вдруг стихнут. Ссорящихся в большинстве случаев заставляют мириться. Суймы собираются при всех удобных случаях: нужно ли идти на охоту, отправляться ли на весенний промысел, платить подать, посылать ходоков в Колу, зарежут ли волки оленей, похи­ тит ли лисица оленину из амбара, приедет ли священник, собира­ ется ли куда райда (обоз) — суйма непременно сделает свое дело. На ее решения нет апелляции, они исполняются свято и неру­ шимо». В некоторых погостах большим влиянием пользовались ной- ды — лопари, которые якобы могли колдовать, изгонять злых ду­ хов, напускать болезни, предугадывать судьбы людей и ход собы­ тий. Нойд — не служитель культа, не шаман с бубном. Таких уже никто не помнил. Все саамы являлись набожными христианами, но, по свидетельствам современников, помнили своих сейдов, ве­ рили в их силу, пытались задобрить всякими приношениями. Власти поощряли строительство храмов и часовен. В Ловозер- ском приходе, образованном в 1862 году, кроме Богоявленской церкви, сооруженной на средства синода, к концу XIX века появи­ лись три «приписных» церкви, построенных богатыми промышлен­ никами: в Рынде (1878 г.), Харловке (1892 г.) и Семиостровье (1899 г.). В остальных поселениях — Лявозере, Варзине, станови­ ще Семь Островов и Восточной Лице — имелись часовни с икона­ ми и лампадами. Сюда священник и псаломщик приезжали на бо­ гослужение и исполнение треб (крещение детей, отпевания умер ­ ших и совершения молебнов), на храмовые праздники и сезонные сборы лопарей на промыслы. Из своих угодий саамы отдали ловозерскому причту в постоян­ ное владение реку Вирму и озеро Попово с окрестными покосами. В пользу духовенства поступали кружечные сборы, пожертвования, проценты с церковного капитала в банке (всего в конце XIX века около 92 рублей), доходы от продажи свечей (145 рублей чистой прибыли). З а требоисправления причт получал 255 рублей в год. При 362 прихожанах мужского пола в среднем с каждого шло духовенству около 1 рубля 35 копеек в год. Это — не считая сем­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz