Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
ние по камням, которые с северо-востока голые, а с юга покрыты лишайником; по деревьям, которые с севера гладкие, а с юга шероховатые, и т. д. Однако, по свидетельству А. Пошмана, не которые лопари ездили «с компасом, а особливо ж в дальнюю дорогу». Невеста, готовясь выйти замуж, показывала умение шить одежду и обувь. Национальная зимняя одежда саамов — печок —• изготовлялась из оленьих шкур. Он шился мехом наружу, наподо бие мешка с прорезами для рукавов и головы, с воротником. Нити для шитья делались из сухожилий оленьих ног. Женская одежда отличалась от мужской большей длиной и нередко украшением из полосок цветного сукна. Обувь — яры (высокие кожаные сапо ги) и каньги (полусапожки) — шили из шкуры с «оленьих лап». Летняя одежда была обычно покупная, а если шилась самими лопарями, то из покупных сукон и холстов. Это — юпы, верхнее платье такого же покроя, что и печок; балахоны («исподнее п ла тье»), крашенинные кафтаны и сарафаны русского образца. Летние каньги зачастую шили из нерпичьей шкуры. Зимние штаны изго товляли из меха, «долгие наподобие шароваров», а летние — из сукна. На голове зимою носили шапку с ушами, иногда овчин ную, иногда лисью. Летом мужчины надевали валяный или в я з а ный из овечьей шерсти колпак или русский картуз, а женщины — сороки и другие уборы, шитые бисером и украшенные разноцвет ными узорами-нашивками, но, как сказано в Описании 1785 года, «все оные уборы покупают они в городе Коле у жителей, а сами не шьют». На поясе саамы носили, когда нужно, нож в чехле и сумку с огнивом и трутом. Ежегодно, в августе, русские владельцы промысловых заведе ний на Мурманском берегу нанимали лопарей сторожить свои ста ны до будущего рыболовного сезона. Саамы по описи принимали все имущество и материально отвечали за его сохранность до прибытия промышленников. З а караул стана с припасами и сна стями лопарям платили обычно или хлебом (5 пудов ржаной му к и ) , или деньгами (2—3 рубля ), иногда по соглашению они полу чали «пуд соли», «две стоянки» (веревки для рыболовного яруса) или что-нибудь другое. Все современники, имевшие дело с лопарями, отзывались о них как о людях исключительно честных и добросовестных в исполне нии взятых на себя обязательств. Не отмечено ни одного случая, чтобы лопари, охраняя станы, что-нибудь украли из вверенного им имущества. Меж собою, писал А. Пошман, живут они «друже любно; особенно любят лопари брататься, то есть крестами ме няться... между собою все почти крестовые братья». Незыблемым правилом жизни была помощь нуждающемуся. Благодаря взаимо поддержке саамы могли преодолевать невероятные трудности 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz