Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

все, что для них надобно. От лопарей получают за то оленьи кожи, лисицы, песцов. Иоконские лопари продают еще семгу». Выделан ­ ные оленьи кожи стоили 2—3 рубля, песец — 1,5—2 рубля, лиси­ ца — 3—4 рубля. Из оленьих кож саамские женщины шили на про­ д ажу наволоки на перины, и делали их, как отмечает А. Пошман, «так хорошо, как лайковые», и украшали «разными чудными фи­ гурами». Н. Я. Озерецковский пишет об этом подробнее: «...Сами лопари на перинах не спят, а наволочки свои продают приезжим... На выделанных кожах проводят красные черты разных видов соком ольховой коры, которую жуют во рту, и горькую слюну выплевывают в судно, где, прибавя к ней воды, употребляют ее на крашение, которое часто производят пальцами». Путешественники второй половины XVIII века приводят ценные сведения о саамском оленеводстве. Пасли животных зимою и по весне до отела, а на лето отпускали на волю. Семиостровские лопари отвозили их на морские острова. Спасаясь от кровососущих насекомых, олени шли на побережье океана, где холодный ветер отгонял комаров и мошкару. Если освежающего ветра не было, лопари зажигали «курева, пуская сколько можно больше дыму, и олени все приходят к сему огню, стараясь стать под дымом». Л. Пошман указывает, что иокангцы «делают иногда сараи и в них производят курево». Н. Я- Озерецковский, побывавший в погостах Восточной Лапландии , сообщает: «Самок оленьих, или по-коль- ски — важенок, они не доят, как делают шведские лопари, которые из оленьего молока и сыр приготовляют». Семиостровские олени, как более крепкие и послушные, счи­ тались в Лапландии лучшими животными для зимней езды в упряжке. Нарт саамы не знали. Повозкой служила исконная керёжка. Вот как описывает это транспортное средство Н. Я. Озе­ рецковский: «Керёжки вид имеют челночков или лотков, на каких в России об масленице деревенские ребята катаются с гор. В т а ­ кой керёжке сидеть может один только человек, у которого ноги до пояса лежа т под веревками или ремнями, коими переплетают спереди керёжку, чтоб из нее не вывалиться, потому что она мелка и в снегу идет, как маленькая лодочка в воде. Покрытая керёжка, или с кибиточкою, называется балок». Саамы с детства приучались обращению с оленем. Жених, по словам А. Пошмана, должен был показать «свое проворство — управлять и ездить на оленях», метко стрелять, убить и освежевать дикого оленя, — «чрез что доказывает, что он может иметь хоро­ шие промыслы». Состязаясь в искусстве езды, саамы мчали в ке­ рёжке на коленях, а «удалые — стоя». Русские путешественники, пользовавшиеся услугами лопарей, все единодушно с похвалой и удивлением отмечают их умение ориентироваться на местности. Обычно они определяли направле­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz