Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

жили, что распоряжение царя Федора Алексеевича они выполнили. Однако в документах начала XVIII века изредка встречаются у к а ­ зания на лопарей, оставшихся в идолопоклонстве. Так, в т аможен ­ ной книге 1719 года среди лиц, продававших оленьи кожи, назван «Колозерского погоста некрещеной лопин Иван с товарищи». Саамы, считавшие себя христианами, фактически являлись двоеверцами. Выполняя предписания русской церкви, они в то ж е время не забывали приносить жертвы сейдам, верили в существо­ вание духов воды, лесов и жилищ, не всегда строго соблюдали посты (например, ели куропаток, называя их «летучими рыба ­ ми»). Русские терпимо относились к традиционным верованиям саамов. Источники не зафиксировали случаев истребления сейдов или наказания лопарей за идолопоклонство. Принятие саамами христианства способствовало укреплению дружбы между двумя народами, населявшими край. Исчез религи­ озный барьер в общении между ними. Во время православных праздников саамы стали ездить в русские селения — в гости к знакомцам и друзьям, вместе с ними посещали церковь, обменива­ лись подарками (саамы дарили меха, а русские — женские плат­ ки, украшения, металлическую посуду и т. п.). Возник обряд крестования: русские и саамы обменивались нательными крестами и становились отныне «крестовыми братья ­ ми». Обычно приятельские отношения завязывались на деловой почве — при аренде саамских угодий, предоставлении саамам ссуд в голодный период, при совместной ловле рыбы и во время тор ­ говли. У русских крестьян и посадских людей тип хозяйства суще­ ственно отличался от саамского. Жи в я оседло, русские, помимо рыболовных и зверобойных промыслов, занимались скотоводством (разводили коров, овец и в небольшом количестве лошадей"), следовательно, нуждались в покосах и пастбищах, которые з а ч а ­ стую приходилось арендовать у лопарей. Часть русских жителей Лапландии получала средства к жизни ремесленной деятельно­ стью (кузнечным и плотницким делом, судостроением, бондар­ ством, шитьем одежды и обуви, вязанием сетей), а т акже солева­ рением, размолом зерна, морским извозом и торговлей. Са амам часто приходилось прибегать к платным услугам русского населе­ ния, и они стремились иметь среди русских друзей-покровителей. Единоверие облегчало сближение саамов и русских. Возникали смешанные браки, складывались родственные отношения. Некото­ рые саамы переезжали жить в русские селения (переселений рус­ ских в саамские погосты не зафиксировано). С принятием христианской религии менялась идеология лопа­ рей — их представления об окружающем мире, божественных си­ лах, государственной власти (царь — «избранник божий»), смысле жизни и поведении в обществе (по учению церкви — строгим со­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz