Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
католических владык, распродавались колокола и другое имущество католических храмов. На Руси опасались, как бы «лю- торская ересь» не проникла на сопредельные с Швецией и Нор вегией территории Карелии и Лапландии. В таком случае русские владения могли стать объектом притязаний соседних держав. Православное духовенство при активной поддержке москов ского правительства приняло меры к ограждению Российской Л а п ландии от проникновения в нее лютеранства. В земли саамов были посланы миссионеры с заданием обратить язычников в «русскую веру». В 1526 году приняли христианство саамы, жившие по побере жью Кандалакшского залива, после чего настала очередь саамов центральной и западной частей Кольского полуострова. На Печен- ге проповедовал православие отшельник Трифон, на Кольском з аливе — соловецкий монах Феодорит, человек весьма образован ный, «книжник и философ». О деятельности Феодорита в централь ной Лапландии подробно расска зал князь А. М. Курбский в книге «История о великом князе Московском», написанной в 70-х годах XVI века. Сочинение Курбского не содержит точных дат, когда Феодорит обосновался в «Мурманской земле», которую населяли «лопяне — людие зело просты и кротцы и отнюдь всякого лукавства неис кусны». Феодорит, по словам Курбского, прожил в земле саамов около двадцати лет, научился их языку, всячески помогал им, ле чил больных и тем снискал большое уважение к себе. Феодорит начал учить их молитвам, которые он перевел на лопский язык, и, наконец, «единого дня» собрал со всей округи «на устье» Коль ского з алива «яко [примерно] две тысящи со женами и детьми» д л я крещения, совершил обряд обращения «в веру Христову». Курбский пишет, что обо всем этом ему поведал сам Феодорит, который был духовником князя (священником, который исповедо вал и причащал его). Число крестившихся саамов, несомненно, преувеличено по крайней мере втрое. Но указание на множество пожелавших принять новую веру дает основание думать, что среди явившихся для крещения находились и ловозерские лопари. Каких-либо особых упоминаний о крещении лопарей, обитавших на Имандре и Ловозере, нет. Новгородский архиепископ Макарий в 1532 году послал к церк ви при устье реки Колы священника Илью. Ему выделили лопарей муномашских (кильдинских), вороньинских, норицких (семиостровских), ловозерских, масельгских, нотозерских и сон- гельских, к которым он должен был ездить «лопарей исповедо вать, и младенцов крестить, и родильницам молитвы давать, и бра ки венчать, и усопших отпевать». 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz