Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
в сочинении австрийского посла Сигизмунда Герберштейна «Запис ки о московитских делах». Любознательный иностранец записал рас сказ о лапландцах со слов русского дипломата Григория Истомы, который в 1496 году совершил плавание вдоль Мурманского бере га во время поездки из Холмогор в Данию. Григорий Истома в пути останавливался на Мурманском берегу, лично знакомился с бытом местного населения и имел самые точные сведения об об разе жизни и уровне развития саамского общества. Вот что сообщает Григорий Истома о са амах конца XV сто летия: «Они живут разбросанно вдоль моря в низких хижинах... Свои шалаши прикрывают они древесною корою и нигде не имеют определенных жилищ, но, истребив на одном месте зверей п рыб, переселяются в другое». Люди они мирные, кроткие, являются «данниками московского князя... в качестве подати платят ему меха и рыбу, так как другого не имеют. Заплатив же годовую дань, они хвалятся, что никому ничего не должны и что они неза висимы... У лопарей нет ни хлеба, ни соли, ни других приправ для возбуждения вкуса, они употребляют в пищу только рыбу да зверей... Они все весьма искусные стрелки, так что, если нахо дят на охоте более благородных зверей, умерщвляют их стрелою, пущенною в морду, чтобы получить таким образом шкуру целую и не поврежденную». Лопари «не знают других языков» и в обще нии с иноплеменцами выглядят «почти немыми». Но они «начина ют уже покидать свойственное им дикарство и становятся общи тельнее. Они охотно допускают купцов, которые привозят им пла тье из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, кубки, муку, горшки и другое в том же роде, так что едят уже вареную пищу и приняли более человеческие обычаи. Они носят платье, которое шьют сами из шкур различных зверей, и в таком одеянии иногда являются в Московию; весьма немногие, однако, из них носят обувь и шапки, сделанные из оленьей кожи. Золотой и серебряной монеты они не употребляют вовсе, а довольствуются только обменом предметов». Отношение к приезжему торговцу самое дружественное: «Отправляясь на охоту, они оставляют дома с женою купцов и других иноземных гостей»; хорошего посетителя «награждают каким-нибудь подарком». Этот уникальный документ позволяет подвести итог социально- экономического развития саамов в дохристианскую эпоху. Саамы все еще не вышли из стадии первобытнообщинного строя, но вплотную приблизились к порогу классового общества. Они платят традиционную дань, которая взимается не с угодий, а с чис ла взрослых охотников. Это не феодальная рента за пользование землей, а своего рода плата за мир и безопасность властителю — Русскому государству. Кроме дани, лопари не несут никаких дрѵ- 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz