Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

ТЕРС ЗЕМЛЯ — ВЛАДЕНИЕ НОВГОРОДА ej, ломным событием в истории нашего Севера явился приход русского населения. Отважные новгородцы уже в 1032 году в своем движении в «полуночные страны» достигли Студеного (Белого) моря, а к концу XI века проложили пути в Югру (Северное Зауралье ). Смелых землепроходцев влекла на Крайний Север выгодная меновая торговля с местными жителями, которые за ме­ таллические изделия — ножи, топоры и котлы для варки пиши — давали ценные шкурки пушных зверей. Выяснилось, что в север­ ных реках можно добывать жемчуг, а на море обитает множество тюленей и моржей, промышляя которых получали такие ходкие товары, как сало, шкуры, «рыбий зуб» (моржовый клык, шедший на изготовление рукояток для кинжалов, брошей, шкатулок). К числу наиболее привлекательных богатств Севера относилась т акже «красная рыба» — семга. В XII веке началось заселение южных побережий Студеного моря. Наметились два потока русских переселенцев: один, более интенсивный, из Новгородской земли, другой — из Ростово-Суз­ дальской. Это были энергичные и предприимчивые люди. Их не страшили суровые условия жизни на Севере. Они хотели найти здесь свободу и материальный достаток. Выходцы из Новгород­ ской земли обосновались на юго-западном берегу близ устьев рек, срубили себе избы, построили промысловые и мореходные суда, стали ловить рыбу и бить зверя на море, вести торговлю. Вскоре эта группа русского населения получила наименование поморов, а сам берег, где они поселились, стал зваться Поморским. Самые ранние русские известия об образе жизни саамов отно­ сятся к середине XV века и исходят от соловецких монахов. В од­ ном из сочинений, названном «Сад спасения», дана история осно­ вания Соловецкого монастыря в 1429— 1436 годах. Авторы рукописи отмечали, что саамы — язычники, не имеют храмов и не признают христианской веры: «отнюдь бога истинного единого и от него посланного Исуса Христа не хотяху ни знати, ни разумети»; что «лопские родове» живут в пустых и непроходимых местах, в «разселинах каменных» [пещерах] подобно зверям, «не имуще... потребного к жительству человеческому», то есть без благоустроен­ ных домов и земледелия, не зная хлеба и овощей; одежду же себе шили из шкур оленей, а питались только дикими «животными — зверьми и птицами и морскими рыбами». В другом сочинении — «Житии» соловецких монахов Зосимы и Савватия к вышеприведен­ ному тексту добавлены довольно существенные слова: «тем и куп­ лю творяху», — а вместо «разселин каменных» сказано: «разселин земных», под которыми можно понимать ямы, крытые жердями 2 Ловизеро 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz