Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

пичьей губы родовая община состояла из девяти кровнород­ ственных семей. О патриархате (главенстве мужчин) свидетель­ ствуют погребения. В Оленеостровском могильнике с почетом по­ хоронен мужчина, при котором лежали бронзовое копье и шаман ­ ская колотушка. На понойских петроглифах культовые пляски ис­ полняют мужчины. Изображения бородатых людей встречаются на резных поделках дроздовцев. Фигурок женщин пока не най­ дено. Эпоха матриархата давно миновала. Охотничий промысел как в лесу, так и в морских бухтах был делом мужчин и определял их высокое общественное положение в родовом коллективе. Первобытную религию принято называть языческой. Д л я нее характерно многобожие и разнообразие культов, цель которых — добиться благорасположения высших сил, господствующих над миром. Мы не знаем, какие божества почитались саамами в далеком прошлом. Судя по фольклору, прославлялись солнце, несшее тепло и свет, духи воды, леса и гор, от которых, по мне­ нию первобытных охотников, зависели обилие или скудость ры ­ бы и зверя. У древних саамов существовал культ владык местности — сейдов, от воли которых зависели успех на промысле и благополу­ чие в жизни. Сейдами назывались т акже каменные кладки и от­ дельные камни, по форме напоминающие фигуру человека, которые считались обиталищем духов. Сейдам приносились жертвы. Чтобы умилостивить духов, намазывали священные камни жиром или кровью животных. Делалось это обычно перед началом промысла. У жителей Ловозерья славой «священного озера» пользовалось Сейдозеро — красивое и богатое рыбой. Среди верований важное место занимал культ предков. Суще­ ствовало убеждение, что, умирая, люди уходят в загробный мир, где им потребуется все то, чем они пользовались в земной жизни. Поэтому в могилы клали пищу, орудия труда, оружие, украшения, бытовую утварь. Чтобы предки не были в обиде и не вредили живущим, им оказывали определенные почести (приношения, ри­ туальное поклонение). С середины I тысячелетия до нашей эры в Заполярье наступает похолодание. Граница лиственных лесов с Мурманского побережья отступила на юг, за Хибины. Изменение климата сказалось на хо­ зяйственной деятельности саамов. Падает значение зверобойного промысла в бухтах Северо-Восточного Мурмана. Главным з аня ­ тием населения в теплое время года становится рыболовство. Со­ кращается численность населения и меняется его размещение на полуострове. Часть саамов, ранее летом промышлявшая на мо­ ре, остается круглый год внутри Лапландии. В I тысячелетии нашей эры начинается приручение оленя. Пойманных на охоте животных привязывали к деревьям и не­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz