Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
пичьей губы родовая община состояла из девяти кровнород ственных семей. О патриархате (главенстве мужчин) свидетель ствуют погребения. В Оленеостровском могильнике с почетом по хоронен мужчина, при котором лежали бронзовое копье и шаман ская колотушка. На понойских петроглифах культовые пляски ис полняют мужчины. Изображения бородатых людей встречаются на резных поделках дроздовцев. Фигурок женщин пока не най дено. Эпоха матриархата давно миновала. Охотничий промысел как в лесу, так и в морских бухтах был делом мужчин и определял их высокое общественное положение в родовом коллективе. Первобытную религию принято называть языческой. Д л я нее характерно многобожие и разнообразие культов, цель которых — добиться благорасположения высших сил, господствующих над миром. Мы не знаем, какие божества почитались саамами в далеком прошлом. Судя по фольклору, прославлялись солнце, несшее тепло и свет, духи воды, леса и гор, от которых, по мне нию первобытных охотников, зависели обилие или скудость ры бы и зверя. У древних саамов существовал культ владык местности — сейдов, от воли которых зависели успех на промысле и благополу чие в жизни. Сейдами назывались т акже каменные кладки и от дельные камни, по форме напоминающие фигуру человека, которые считались обиталищем духов. Сейдам приносились жертвы. Чтобы умилостивить духов, намазывали священные камни жиром или кровью животных. Делалось это обычно перед началом промысла. У жителей Ловозерья славой «священного озера» пользовалось Сейдозеро — красивое и богатое рыбой. Среди верований важное место занимал культ предков. Суще ствовало убеждение, что, умирая, люди уходят в загробный мир, где им потребуется все то, чем они пользовались в земной жизни. Поэтому в могилы клали пищу, орудия труда, оружие, украшения, бытовую утварь. Чтобы предки не были в обиде и не вредили живущим, им оказывали определенные почести (приношения, ри туальное поклонение). С середины I тысячелетия до нашей эры в Заполярье наступает похолодание. Граница лиственных лесов с Мурманского побережья отступила на юг, за Хибины. Изменение климата сказалось на хо зяйственной деятельности саамов. Падает значение зверобойного промысла в бухтах Северо-Восточного Мурмана. Главным з аня тием населения в теплое время года становится рыболовство. Со кращается численность населения и меняется его размещение на полуострове. Часть саамов, ранее летом промышлявшая на мо ре, остается круглый год внутри Лапландии. В I тысячелетии нашей эры начинается приручение оленя. Пойманных на охоте животных привязывали к деревьям и не 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz