Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
Все большее место в жизни саамов, коми, ненцев занимали книги. Районная библиотека располагала уже десятью тысячами томов. И в домах жителей книги перестали быть редкостью, в се ле работал книжный киоск. В праздничный день 7 ноября 1937 года ловозерцы впервые смотрели звуковой фильм: дивились «живым картинкам». Вскоре привыкли, и кино стало обычным явлением в Вороньем, Красно щелье, Чальмны-Варрэ, куда вскоре завезли такие же звуковые аппараты. Старожилы и сейчас помнят те первые фильмы, глубо ко взволновавшие их, запавшие в душу: «Балтийцы», «Богатая невеста», «Великий гражданин», «Глубокий рейд», «Ленин в Ок тябре»; талантливых актеров, исполнявших главные роли, М. Л а дынину, Б. Щукина, Н. Охлопкова. Разнообразнее становились интересы людей, особенно моло дежи. В январе 1939 года лыжники Ловозера прошли до села Во ронье и обратно, 150 километров. Не испугали их ни расстояние, ни январские морозы и метели, ни труднейший рельеф местности. В том же году в декабре они совершили еще более дальний по ход — в Мурманск. Население освобождалось от религиозного дурмана. Особенно решительно выступали против него юноши и девушки. В дни цер ковных праздников устраивались антирелигиозные шествия, ми тинги. Любопытная заметка появилась в «Ловозерской правде» 10 мая 1936 года «С трактором против религии». В ней рас ска зы валось, что комсомольцы в один из религиозных праздников у ст а новили на тракторе флаг, вывели на нем крупными буквами слова «Долой религию!» и р а зъе зжали по селу. Но Богоявленская церковь, построенная в Ловозере еще в 1897 году и тогда же освященная епископом Архангельским и Холмогорским, продолжала действовать. Звонили все семь ее ко локолов — от 43-пудового до 23-фунтового. 13 июля 1938 года на общем собрании ловозерцы высказались за то, чтобы прекратить дальнейшее ее существование. — Я была религиозной до революции ,— говорила старейшая жительница П. Н. Чупрова. — Посещала ее каждый день, молила бога вернуть мужа с империалистической войны, помочь прокор мить семерых детей. И ничего не вымолила. О. В. Юлина, рыбачка, мать десятерых детей, сказала: — Советская власть помогает мне не чудесами. Дети мои в школе, одеты, обуты, накормлены. Я против церкви. Многие члены церковной «двадцатки», которые управляли д е лами церкви, заявили, что покидают ее, и она распалась. На соб рании приняли постановление: «Мы, граждане Ловозера, не хотим больше иметь в нашем селе церковь, которая напоминает нам 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz