Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
ным, дети с трудом понимали и усваивали его. В то же время успешно учились юные саамы на русском языке, знали который (в разной степени, конечно) теперь все. И с 1936 года по много численным просьбам педагогических коллективов, родителей и в целях успешного дальнейшего развития народного обра зов а ния в национальном районе местные школы стали вести обучение детей на русском языке. Таким образом, похвальное стремление дать письменность маленькому народу в 30-е годы окончилось неудачей. Причин оказалось немало. Во-первых, саамы, особенно ловозерские, жили не изолирован но от других народов, а среди них, повседневно и интенсивно об щались с коми, ненцами, русскими и в большинстве своем, чтобы понимать друг друга, прибегали к помощи русского языка; род ной язык употребляли главным образом в домашней обстановке. Во-вторых, представляло серьезную трудность для 1800 чело век населения (детей и подростков было всего 216 и учились они в 17 школах) перевести на сааімский языік учебную, политическую, техническую, художественную литературу, издавать на нем г а з е ты, журналы, книги, а главное — некому: таіких кадров еще не су ществовало. В эти годы проявляется необычайный интерес к устному на родному творчеству саамов. Маленький народ, не имея письмен ности, сумел сохранить свои сказки, легенды, были, песни, про нести их через столетия, обогащая и наполняя новым смыслом и содержанием. В 1927 году в составе экспедиции Русского географического общества первый раз приехал на Кольский полуостров молодой этнограф Владимир Владимирович Чарнолуский. Его товари щ е й— профессора Д. А. Золотарева и врача Ф. Г. Иванова -Дят лова — интересовал главным образом быт жителей тундры, а он в дымных чумах заслушивался сказками и песнями, пытаясь по нять через них душу народа. Особенно его поразила легенда об олене-человеке, которую саамы считают не сказкой, а древней былью. Осенью того же года он приехал снова, уже с экспеди цией Академии наук. Подолгу задерживался в ловозерской, кольской тундрах и в последующие годы. Владел в совершенстве саамским языком, будто всю жизнь прожил в тундре. Собранные им произведения устного народного творчества не раз выходили отдельными книгами в центральных издательствах. Много сил, энергии отдает собиранию фольклора неутомимый краевед, разносторонний исследователь Кольского края Василий Кондратьевич Алымов. В 1927— 1937 годах он проехал на лодках, обошел пешком все саамские селения Кольского полуострова — от Колы до Нотозера и от Пулозера до Ивановки и Каменки. Записал много сказок, готовил сборник, рукопись которого и по 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz