Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

гие ловозерцы и сегодня, каік дорогие реликвии, берегут фото­ снимки тех лет, сделанные Юшкевичем. Откуда-то издалека он привез маленькую теплолюбивую иву и посадил ее под окнами своего дома. И первая в Ловозере ива не только прижилась, но и пустила крепкие корни, как и сам Николай Юшкевич, женив ­ шись на местной саамской девушке. Он долго изучал нежные и протяжные саамские песни, создал саамский хор — творческий коллектив, который спустя годы стал большим и прославленным музыкальным ансамблем, хорошо из­ вестным не только в области, но и в стране *. Но вначале это бы­ ла маленькая хоровая группа семиклассниц. Девочки изучали музыкальную грамоту, пробовали свои голоса. Днем рождения художественного коллектива можно считать 1936 год, когда он впервые выступил в местном клубе, которым в то время руково­ дил Петр Нифантьевич Бѳкренев. Многих юных саамов, коми, ненцев, да и их родителей, учили в те годы читать и писать Софья Васильевна Андреева, Павла Петровна Борисова, Петр Сергеевич Герасимов, Татьяна Иванов ­ на Крок, Петр Яковлевич Куксенок, Иван Михайлович Ладош- кин, Анна Яковлевна Пожарская, Дмитрий Иванович Сечко, Петр Иванович Цыпышев и другие. В мае 1939 года государственными наградами отметила с тра ­ на труд лучших педагогов сельских школ. В Указе Президиума Верховного Совета СССР называлась фамилия и директора Ло- возерской средней школы Ивана Алексеевича Павлова. Начинал он учительствовать в селе Вороньем, потом его, как лучшего пе­ дагога, направили в райцентр. Здесь он стал директором школы, самой крупной в р айон е— в ней работали 14 учителей, в том чис­ ле трое с высшим образованием, четверо с незаконченным выс­ шим, остальные со средним. Осенью 1936 года в районе сели за парты 217 ребят. А еще че­ рез год ловозерекую семилетку преобразовали в среднюю школу. К этому времени построили двухэтажную рубленую школу с про­ сторными классами, с огромными окнами, с двумя крылечками. Старую же приспособили под интернат, и теперь в этом шумном многоязыком доме жили и готовили по вечерам уроки 80 детей оленеводов и рыбаков со всех уголков района. Но становилось все очевидней, что букварь на латинской ос­ нове оказался не лучшей находкой при создании саамской пись­ менности. А литературный язык, базировавшийся не на одном диалекте, а на всех основных говорах, стал во многом искусствен* Позднее саамским национальным хором руководил директор школы Сер­ гей Сергеевич Соколов. Приняла у него эстафету выпускница Вологодского му­ зыкального училища JI. Бессонова. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz