Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

те отдел Наркомнаца * повсюду на Кольском Севере открывал школы и медпункты, направлял в отдаленные селения учителей, избачей, фельдшеров. Социалистические преобразования были невозможны без лик­ видации неграмотности и малограмотности жителей тундры, их религиозности. Многие по-прежнему жили в тупах, вежах, пита­ лись только рыбой, олениной и дичью, лечились у знахарей. Селе­ ния оставались отрезанными одно от другого, жители — разроз­ ненными расстояниями, национальными предрассудками, языко­ вым барьером. Ловозерцы говорили на саамском, коми, ненецком, русском и других языках. Многие вели кочевой образ жизни. На II Чрезвычайном съезде Советов Мурманского уезда отмечалось, что неграмотных в уезде около 80 процентов, а среди националь­ ных меньшинств — еще больше. Еще в 1920 году в Ловозеро приехал учитель Петр Алексеевич Красовский. Днем занимался с ребятишками в школе второй сту ­ пени, вечером учил грамоте их родителей. «В погост Каменка приезжает матрос — первая ласточка, при­ несшая зачатки грамоты, — писала «Полярная правда» 23 июля 1921 года. — Стал учить детей и взрослых, организовал школу, для которой сам сделал парты, доску, деревянные кубики — азбу ­ ку». Это был Иван Иванович Артиев, коми по национальности. Он родился в Усть-Цильме в 1880 году, с восемнадцати лет жил на Севере, затем служил на крейсере «Минин» Балтийского флота. Выкраивал минуты свободного времени для учебы в воскресной школе. За участие в Кронштадтском восстании 1905 года три года провел в тюрьме, а потом еще несколько лет в ссылке. В Каневку Артиев приехал много повидавшим и пережившим человеком. В одном помещении, которое предоставил под класс оленевод В а ­ силий Федорович Данилов, учил детей саамов, коми, ненцев**. Эти первые учебные заведения работали всего четыре—пять месяцев в году, пока люди оставались в зимних погостах; весной они уезжали в тундру и занятия прекращались. Многие учителя, стараясь не прерывать учебный процесс, тоже кочевали по тундре. Так появились школы-передвижки и такие же пункты ликвидации неграмотности. Они действовали вплоть до перехода всех жителей тундры на оседлый образ жизни. Наиболее крупной из стационарных школ являлась Ловозер- ская. Помещение состояло из двух больших светлых комнат, в ко­ торых занимались 69 ребят. Занятия вели учительницы С. В. М а р * Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. ** И. И. Артиев поздпее работал председателем Каменского сельского Со­ вета. Умер в 1940 году. У него было 11 детей. Дочь Мария и сын Григорий живут в Ловозере. Они сохранили и передали в местный музей документ об от­ крытии Каменской школы 17 февраля 1921 года и список ее первых учеников. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz