Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Заинтересованность пастухов в росте производства оленины увеличилась после того, как в 1927 году начался ее экспорт. Уже в 1928 году хозяйства Кольского полуострова, в том числе и ло- возерские, отправили в Норвегию 12 315 килограммов мяса. В 1929 году вывезли 57 330 килограммов. Экспортная продукция шла и в Данию. В норвежские города Вардё, Вадсё дары коль- ской тундры доставлял пароход «Николай Книпович», позднее для этой цели зафрахтовали пароход торгового флота «Азимут». Использование новых пастбищ, государственная помощь пасту­ хам, повышение их заинтересованности в увеличении производства мяса, рациональное использование всей продукции — эти и другие меры не только остановили сокращение поголовья оленей на Коль­ ском полуострове и в Ловозерской тундре, — стада быстро уве­ личивались. К концу 20-х годов на Мурмане насчитывалось уже около 50 тысяч животных. Таким образом, главную экономическую задачу, которая сто­ яла на этом этапе, — укрепить и развить оленеводство — выпол­ нили. Традиционное занятие кочевых жителей становилось в аж ­ ным хозяйственным делом, а труд пастуха — почетным и у в аж а е ­ мым. Об этом свидетельствуют и традиционные праздники олене­ водов в Ловозере и Мурманске. «Лопарское население, — писал в 1928 году об одном таком массовом гулянье журнал «Карело- Мурманский край», — приехало как на парад: олени в празднич­ ной сбруе, люди в праздничных одеждах •— целыми семьями». Пастухи соревновались в ловкости управления упряжкой. Дис тан ­ ция — 2700 метров — проходила по улицам Мурманска. Победи­ телям торжественно вручали призы: за первое и второе места — пятизарядные винтовки и по 100 патронов к каждой, за третье — никелированный самовар, зеркало и кусок туалетного мыла. В пейзаж тундры все отчетливее вписывалась, превращаясь из пешеходной тропы, дорога Пулозеро—Ловозеро. Прорубили просеку длиной 87,5 километра и шириной 3—4 метра, выкорче­ вали на ней пни, положили из жердей или тонких бревен на ­ стилы на болотах и топких местах, общая протяженность кото­ рых составила 13 километров. Берега рек и речушек соединили пешеходными переправами на козлах. Построили четыре рубленых избушки с нарами, где могли заночевать сразу несколько человек. Избушки поставили примерно на одинаковом расстоянии одна от другой: первая стояла в 17 километрах от Пулозера, вторая — в 40, третья — в 33 километрах от Ловозера и последняя — в 15 километрах. 15—23 октября 1925 года дорогу приняли в эксплуатацию. Д о ­ кумент об этом подписали заведующий Мурманским коммуналь­ ным отделом П. Ф. Моисеев, производитель работ Ленинградского окружного управления местного транспорта А. Е. Назаренко 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz