Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Хватало и других трудностей. Сохранялся еще кочевой образ жизни, и летом в Воронье и Семиостровье никого из жителей не оказывалось. Сельсоветы в этих селениях, чтобы не отстать от жизни, тоже становились кочующими. Волком рассматривал воп­ росы о выделении их работникам специальной одежды — малиц, совиков, тобурок. Преобразования в тундре невозможно было начать, не связав Ловозеро с административным и другими центрами края. Пока же единственная дорога из Пулозера в центр Лапландии представ­ л ял а собой пешеходную тропу. Она петляла по сопкам, терялась в болотах и на берегах бесчисленных рек и речушек. Если зимой по насту да по льду на оленях люди относительно уверенно добира­ лись до «железки», то летом пешеходы тратили в пути несколько суток. Любопытные свидетельства того, как шли в Ловозеро, оста­ вили нам многие путешественники тех лет. В 1924 году молодой ленинградский этнограф Елена Орлова проделала путь из Пулозера в Ловозеро и обратно. На привалах она записывала: «...часто попадались ручьи, которые мы переходи­ ли или по камням, или по жердочкам, ручьи горные, быстрые. По ­ пался широкий, саженей в пять, ручей Жемчужный, через который не лежало никаких жердей, а глубина была большая и течение страшно быстрое...». Писателю В. В. Лебедеву, автору книги «К северным народам», путешествие по этому же маршруту и тем же способом запомни­ лось не менее остро: «Иногда жердь сворачивала в сторону. Мне надо было прыгать через болото, тонуть среди кочек. Иногда жерди пропадали, начиналось пустое место, и я едва догадывал ­ ся, где идет дорожка». Но Всеволод Владимирович не терял опти­ мизма и выражал уверенность, что пулозерский тракт в будущем сыграет огромную роль в жизни Лапландии , соединит лопарей и ижемцев со станцией железной дороги. Вот таким почти стокилометровым путем приходилось доби­ раться в Пулозеро по служебным и собственным делам. Приез­ жим давали проводников, так как немудрено было заблудиться. Иные из них корыстно пользовались знанием местности и драли с путешественников «три шкуры». Некий Дмитрий Кобелев за одну проводку выторговал как-то 16 с половиной аршин материи, что равнялось в то время стоимости не одного пуда муки. Когда в 1925 году Мурманской губернии впервые отпустили на дорожное строительство средства, 18 тысяч рублей губиспол- ком направил на строительство дороги Пулозеро—Ловозеро. Ее быстро спроектировали, спрямили на картах извилистые тропы, и работа закипела. Сначала соорудили накатник, берега рек и ручь­ ев соединили мостками. Затем начали отсыпку полотна. Дружно помогали ловозерцы: на оленях подвозили лес, песок, камни, про­ 7 Ловозеро 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz