Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Ж Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕСТНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Краеведение как сбор известий о былых событиях, описание жизни, ве рований, обычаев, памятников стари ны м е стно го населения, запись пред а ний и т. п. зародилось на кольской земле во второй половине XIX века. М алолю дный край до 1917 года не имел своей типограф ской базы и к а ко го -л и б о печатного органа. К уль тур ные силы были невелики. К о рр е с п он денции и крае ведче ские статьи п уб ликовались в архангельских и р е ж е вз центральных изданиях. Инициативу в сборе крае ведче ско го материала проявило д уховное в е д о м ство. В феврале 1852 года епископ А рхангельский и Х олм о го р ски й Вар- лаам разослал п р и ход ским священ никам ра споряж ение о составлении "п ам я тны х кн и г" при церквах, куда следовало вносить сведения о " д о стопамятных собы тиях", касающихся истории церкви и жи зни прихода. О д нако большинство священников о т неслось к поручению владыки ф о р мально - книги завели, но больш ого усердия по части разыскания и записи исторических сведений не прилагали. Зачинателем ме стно го кр ае ве д е ния м о ж н о считать ко л ь с ко го лесни чего Константина Соловцова. Разъез жая по делам сл уж бы по К ол ьс ком у полуострову, он хорош о изучил жи зн ь и нравы разных групп населения и на писал серию превосходных очерков: "К о л а ", "П е че н га ” , "А й н о вы острова", "Ф и л ь м а н ы ", "М о т к а ", "Т ор о с о стр о ва", 'Т а в р и л о во ", "С вятой Нос", "П о ной", "К ам ен ны й по го ст", "И м а н д р а ", ко торы е были в 1861 год у о п у б л и ко ваны в "А р х а н ге л ь с ки х губе рн ских ве д о м о с тя х ". К. Соловцов запечатлел обл и к Колы в ско ре после ее с ож ж е н и я англичана ми в августе 1854 года, обрисовал хо зяйственную ж и зн ь и культурный у р о вень го рож ан . "О н и вежливы в о б р а щении,- пишет С оло вцов,- не п р е даются пьянству; воровства м е ж д у ними нет; уголовные преступления весьма р е д к и ... Почти все м уж ч и ны и м но гие же нщ и ны грамотны . От час тых сношений с Н орвегиею ум ств ен ное развитие их выше, нежели у м е щан д р уги х го р о д о в ... К о е -кт о из них д аж е читают газеты и интересуются политическими происшествиями. По требность чтения в Коле д о ка зы вае т ся существовавш ею до сих пор у м е щанина Хохлова библиотекой, в ко т о рой м но гие книги от частого у п о тр еб ления были совершенно истрепаны ... П р и ход ско е училище посещается детьми охотно. Чистота нравов в Коле замечательна... сквернословия не слыш но ... Коляне вообще набожны ; каж ды й пр а здн и к це рков ь Божия п о лна н а р о д а ..." Из исторических пре даний в Коле известны сказания "о жи зни святых Варлама К ере тс ко го и Трифона П е чен гского", воспомина ния о нападении англичан в 1809 году и подвиге ко л ь с ко го море ход а М а т вея Герасимова. Ряд интересных сведений с о д е р жится в оче р ке о Печенге и Пазреке: 0 древних храмах, культе святого Три фона, зимней я р м а р ке при Сретен ской церкви, стоящей над м ощ ам и Трифона. Вот, например, описание церкви Бориса и Глеба, построенной в 1565 год у на Пазреке: "П о н а р уж н ом у виду эта це рков ь по хожа на старин н ую д е ре вя нн ую часо вню ... п р о д о л говатая, с кон и че ским ку п ол ом над алтарем и тра пезою и небольш ою к о л о кол ьнею над в ходом . Внутри... го лые стены и потолок местами сильно погнили; иконостас самый простой, с и конами, почерневш ими от в р ем е ни.., самая бедная старинная утварь; полуистлевшие хоругви, пелены и на престольная од еж да , н е скол ько ста ринных рукоп и сны х и печатных слу ж е б ны х к н и г..." Ц ер ко вь срубил сам Трифон для крещ енны х им п а зрец ки х лопарей. В оче р ке об Айновых островах С о ловцов м и м о х о д о м сообщает: "В о д ном ку п е ч е с ком семействе в Коле п о казали мне золотые часы - по да ро к Ал е ксандр а I за доставление к его Д в о р у м о р ош ки с Айновых о стр о в о в ". В оче р ке "Га врило во " описаны м у р ман ские рыбные промыслы , на к о т о рые сходились жители со всего По м о р ь я. Быт лопарей яр ко показан в очерках о Поное и Кам е нном погосте. Д р у ги м бы тописателем и и стори ко м К ол ьско го Севера являлся свя щенни к Георгий Терентиев. С ноября 1861 года и до своей смерти в 1904 год у он ж и л на кол ьской зем ле - в Нотозере, Коле, Ловозере, Печенге, К ил ьд и н с ком погосте; м но гие годы в летнее время выезжал для б о го сл у ж е н ия в становища М у р м а н с к о го б е рега. Г. К .Т ер ен тие в состоял чл еном - ко р р е с п о н д е н том А р х а н ге л ь с ко го гу б е р н с ко го С татистического комитета и вел крае ве дче ски е исследования по п р о гр амм е , разработанной этим к о м и тетом . Он присылал в А рхан гельск обстоятельные сведения о п р ом ы сл о вой, торговой и общественной жизни местного населения, быте и обычаях лопарей, ходе колонизации М у р м а н с ко го берега, разных событиях (вроде землетрясения в Коле 9 февраля 1873 года, пребывания ш в е д с ко -н о р в е ж с кого короля О скара в Па зреке 2 3 июня 1873 года). В "А р х а н ге л ь с ки х губерн ских ведо м о стях1' Г. Терентиевым опубли ко ва ны статьи о возникновении и ранней истории Колы ("О русской колонии в Лапланд ском крае ", 1873, N° 1-3), "Начало и развитие рыбных п р ом ы с лов на Российском М у рм а н с к ом бе р е ге " (1876, N° 2 8 -2 9 ) и др угие . При написании исторических работ Г. Те рентиев частично использовал и н е ко торые архивные д о кум ен ты (записки архангельского наместника И. Р. Ли- вена, материалы обследования Лап ландии в 1785 году). Ему были извест ны материалы писцовой книги начала XVII века. В работах Г. Терентиева встречают ся погрешности, характерные для ис торической науки того времени (о сн о вание Колы он относит к XV III веку; Благовещ енскую церковь 1533 года называет х рам ом во имя Параскевы Пятницы; начало ссылки в Колу дати рует 1550 го д о м ). О д н а ко основные события по сле д ующ е го времени от ражены правильно. Исследователи Русского Севера высоко оценивали заслуги Г. К. Терентиева ка к краеведа. А . И. Кельсиев назвал его "л учш им ученым зна током Лапландии". Совет ский историк А . И. А ндр ее в отметил то, что его работы "н е утратили своего значения до настоящего врем ени " (1928 год). Правительство наградило Г. К. Терентиева дв ум я серебр яным и медалями "З а у с ер д и е " и ор д е ном Святой Анны второй степени. Заметный вклад в изучение быта и духовной жи зн и ро ссий ски х лопарей внес священни к П а зрец кой церкви Константин Щ е ко л д и н . В 1883 год у он опубликовал н е которые записи ло п а рского фольклора в п е терб ур гской газете "Г о л о с ". Л етом 1887 года Щ е колдин передал Николаю Харузину для его м онограф ии о лопарях пе ре воды лопарских ска зо к ("О ц а р с ком сыне", "Ч то бывает со ску пы м на том свете" и другие), а т а кж е записи п р е даний о чуди, сведения о лопа р ском н ародном календаре, описание сва дебных обычаев, статистические м а териалы. Д . Н. О с тр о в с ком у Щ е к о л дин предоставил свои записи для статьи "Л о п ар и и их предания" (С .- Пб. 1889). ' В 1890 го д у пе терб ур гский ж урнал "Ж ивая старина" в первом и втором выпусках опубликовал бол ьш ую ра боту К. П. Щ е кол д и н а "Л о п ар с ки е сказки , легенды и сказания, записан ные в П а зр е ц ком погосте, по гранич ном с Н о р ве гиею " (среди них легенда о спасении Н о то зер с ко го погоста от шведов). Благодаря записям Щ е к о л дина для науки открылся целый ранее неизвестный м и р представлений и преданий древних обитателей ко л ь ской земли. От лопарей священник узнал кое-ч то о языческих верованиях лопарей, о том, что в глуши Лапландии "есть каменны е бабы, и одна, м е ж д у прочим , находится... м е ж д у Па зре- кою и П е чен гою ... Вышиною кам е н ная баба будет поболее аршина... Правая р ука положена п о перек груди, а левая о п ущ е на ". С о д е рж а тел ьн ую крае ве д ч е с кую работу "Т ер ский берег, его население и п р омы слы " написал чиновник по кре с ть я н с ким делам Николай М а кш е - ев (опубликована в пятом "С б о р н и к е " ж урнала "Н и в а " за 1892 год в Петер б урге). Автор обрисовал ж и зн ь п о м о ров в русски х селениях по Бе л ом о р с к ом у п о б е р еж ью от Ковды до О р л о ва маяка. В Кандалакше 87 дворов, 438 жителей. "К ул а ки - отмечает М а к - шеев,- опутали д е р е в уш ку паутиною эксплоатации и высасывают из к р е стьян последние с о ки ". В Кузомени сто д воров, "о бщ е с тв о здесь настоль ко богато, что м о гл о построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 руб л ей ". В К у з о м е ни происходит еж е год ны й п ом о р с кий тор г - П о кров ска я я рм а р ка . При сель с к ом училище устраивались н ар од ные чтения с "тум а н ны м и ка р ти н ам и ": "чи таю т нравственные б р ошю ры , ис торические, из практи ки м о р с к о го д е ла, явления природы , п о пул ярн ую ги ги е ну". М акш еев поведал о зам еча тельной женщине, ж и вш е й при О р л о в с ком маяке, Татьяне К уко веровой , которая блестящ е лечила людей, спа сала гибн ущ их на м о р е и всячески п о могала лопарям , за что получила п р о звание "м а те р и л опарей". Сочинения местных крае ведо в и воспоминания старожилов со в р ем е нем стали важным и источниками по истории К ол ь с ко го Севера. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz