Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ СШЙОШМНИЕ ! I ИСТОРИИ КОЛЬСКОГО Г І І І І І І Р Ш І І І F | * 1 Й ! § В | Ш Иван УШАКОВ, краевед 3. ЗНАНИЕ — НА БЛАГО НАРОДА Одним из вдохновителей изучения ис тории Русского Севера являлся ссыльный демократ, бывший студент Киевского уни верситета Петр Ефименко. В "Архангельских губернских ведомо стях" за 1871 год (№ 58-73) он опублико вал статью "Что сделано для истории Крайнего Севера и что следует сделать", в которой определил значение историче ских знаний для народа, сделал обзор развития исторического краеведения, дал программу дальнейших исследований с целью составления полной истории А р хангельской губернии. Люди на стадии варварства, писал П. Ефименко, еще не испытывали потреб ности в знании своего прошлого, но по мере развития общества они начинают осознавать себя отдельной народностью, появляются исторические сказания и ле тописи, в которых отражались "внешние события", затем стали создаваться произ ведения, в которых "уже более обраща ется внимание на внутреннюю жизнь на рода". Возникает период создания исто рических трудов. "Склонность к истори ческим занятиям,- продолжает П. Ефи менко,- количество и качество историче ских сведений, которыми располагает на род, всегда находятся в зависимости от степени умственного развития народа и, следовательно, служат лучшим мерилом его цивилизации. Народ, который стара ется о собрании и сохранении разного ро да исторических памятников, свидетель ствующих о его прошлом, который забо тится об исследовании прошедшего, не сомненно есть цивилизованный народ. Тот же, который не чувствует надобности в сохранении и исследовании таких памят ников, конечно, будет отнесен к невеже ственному народу, как бы он ни желал считаться образованным народом". Главную задачу истории П. Ефименко видел в познании "внутренней жизни на рода" с тем, чтобы обратить знание ее на пользу новых поколений людей. Без уяс нения прошедшего нельзя понять настоя щее и предвидеть будущее. Опыт про шлого необходим для принятия правиль ных действий, например по развитию про мыслов. "История показала... что все мо нополии, которые предоставлялись ком паниям капиталистов, начиная с 17-го сто летия, только убивали промыслы; тогда как предоставление свободного развития местным народным производительным силам всегда было благотворно для края. Только зная это, практический деятель мог бы указать меру, полезную для на родного благосостояния". Другой пример - отношение к расколь никам. Попытка искоренить старообряд чество посредством жестоких репрессий не достигла цели, "ка к всякая насильст венная мера, направленная против убеж дений людей". П. Ефименко дал периодизацию исто рии края и обзор развития краеведения начиная с середины XVIII века. Архан гельские власти постоянно чинили препят ствия исследователям в использовании архивов губернских учреждений, считали первых историков "вольнодумцами", на зывали членов Общества любителей мес тной истории "формазонами" (франкма сонами), а само Общество - "противным религии". Положение изменилось, когда в Архангельске появились либеральные гу бернаторы, возник Статистический коми тет, который "в 1867 году объявил о наме рении своем составить полное историче ское описание губернии". В заключение П. Ефименко обращался к краеведам с при зывом "с энергией приняться за это де ло". В "Трудах Архангельского губернского статистического комитета" П. Ефименко опубликовал "Сборник народных юриди ческих обычаев Архангельской губер нии". После отмены крепостного права в Рос сии вырабатывались новые законы. Ефи менко хотел, чтобы они максимально со ответствовали интересам народа, ратовал за утверждение крестьянского самоуп равления. На основании сообщений мест ных жителей, записок разных наблюдате лей и научных исследований Н. Я. Дани левского Ефименко подробно рассмот рел систему экономических отношений между "хозяевами" и их работниками на рыбных промыслах Кольского Севера, сложившуюся на протяжении веков ка бальную зависимость поморской бедноты и лопарей от местных богатеев и скупщи ков промысловой продукции. "Это,- пи сал Ефименко,- своего рода крепостниче ство, образовавшееся при полной юриди ческой равноправности капиталистов и рабочих". Народ задавлен кучкой бога чей: "Заправляя экономическими силами местного населения, крестьяне-капитали сты, или, как их называет народ, мироеды и каиафы, держат в своих руках целые общества, к которым они принадлежат, и ворочают ими по своему благоусмотре нию и согласно своим интересам". В работе П. Ефименко обстоятельно описана организация труда на разных промыслах Кольского Севера, приводит ся много сведений о способах лова, на родном быте, ценах и т. п. К изучению Крайнего Севера П. Ефи менко привлек свою жену Александру Яковлевну (в девичестве Ставровскую, уроженку села Варзуги на Терском бере гу), по окончании гимназии "состоявшую в звании домашней учительницы". Ее пер вая работа - "Словарь местных наречий Архангельской губернии" - получила лес тную оценку читателей. А. Я. Ефименко собирала сведения по истории и трудовой деятельности поморского населения, за нимаясь в архиве Холмогорского архи епископского дома, который имел мор ские промыслы на Мурмане, знакомясь со старинными документами, хранивши мися в крестьянских избах на Двине, бе седуя с поморами - промышленниками и торговцами. Молодая исследовательница публикует рассказы о народной жизни на Севере ("Год лопаря” , "Мурманские про мыслы" и другие). В декабре 1872 года супруги Ефименко выехали на юг. Однако Александра Яков левна не прекратила занятий по освеще нию истории и народного быта Русского Севера. В 1873-1874 годах она издала в Петербурге два выпуска солидного труда "Сборник материалов об артелях в Рос сии", в котором подробно описаны про мыслы Кольского Севера, приведены ис торические сведения, опубликованы до кументы, дана характеристика социаль но-экономических отношений в крестьян ской среде. Автор указала, в частности, на широкое распространение грамотности среди поморского населения. Показа тельна такая деталь: работникам, отправ ляемым на Мурман, кроме разного сна ряжения и продовольствия выдавались "иконы, восковые свечи, простой и рос ный ладан, а также по нескольку листов писчей бумаги, так как расчеты между артелями и предпринимателем велись письменно" (1694 год). А. Ефименко вы ступала за избавление крестьян от кабалы богатеев "посредством широкого и обще доступного кредита". В 1884 году в Москве вышло исследова ние А. Я. Ефименко "Крестьянское зем левладение на Крайнем Севере (истори ко-юридический очерк)". В работе пока заны особенности землепользования в Поморье. Здесь долго сохранялась кре стьянская собственность на землю, было широко распространено долевое владе ние угодьями, большую роль в экономи ческой жизни играли монастыри: "В XVI- XVII веках,- отмечает А. Ефименко,- поч ти нельзя натолкнуться ни на одно сколь ко-нибудь значительное промысловое угодье, тоню, варницу, где бы львиная доля ни принадлежала монастырям, мес тным и центральным". Русское географическое общество из дало работу А. Я. Ефименко "Юридиче ские обычаи лопарей" (Записки по отде лению этнографии. СПб, 1878). Особый разряд литературы о Севере составляют записки путешественников. Еще в 1856 году на Кольском полуострове побывал писатель-этнограф С. В. Макси мов, который блестяще запечатлел жизнь края в книге "Год на Севере" (СПБ, 1859, главы 7-9). После открытия пароходства (1871 год) Мурман стали посещать значи тельно чаще прежнего разные просве щенные люди. Среди них видное место занимает Василий Немирович-Данченко, написавший множество сочинений по ма териалам своего пребывания на Коль ском полуострове в 1873 году. Путевые очерки Немировича-Данченко печатали популярные журналы "Отечест венные записки" ("За северным поляр ным кругом. Очерки Мурманского бере га". 1874), "Дело" ("Очерки Севера") и другие; выходили они и отдельными из даниями ("У Океана. Жизнь на Крайнем Севере". (СПб, 1875), "На просторе" (СПб, 1876) и под другими названиями. Наибо лее значимое среди них - "Страна холода. Виденное и слышанное" (СПб, 1877. 528 страниц). Зоркий наблюдатель, Немиро вич-Данченко всесторонне описал состо яние края, дал яркие зарисовки труда и быта местного населения, привел стати стические данные, рассказал о ходе коло низации Мурманского берега, становле нии капиталистических отношений (появ лении факторий, распространении наем ного труда), обрисовал типы предприни мателей; много внимания уделил жизни лопарей, записал их исторические преда ния, сказки, песни, воспоминания. В сочинениях Немировича-Данченко запечатлена новейшая история края. Ав тор страстно обличал алчных "хозяев", безжалостно эксплуатировавших работ- ников-покрученников, виноторговцев, спаивавших трудовой народ, разных хищ- ников-скупщиков промысловой продук ции и кредиторов, державших в постоян ной кабале рядовых промышленников. Произведения Немировича-Данченко познакомили читающую публику с Коль ским Севером, рассеяли расхожие пред ставления о нем как о крае "всяких ужа сов", "мерзлой окраине", "ледяной Саха ре". Писатель предсказывал Лапландии великое будущее: "Я не сомневаюсь, что на берегах ее воздвигнутся торговые го рода... Глушь ее и захолустье прорежутся дорогами... явятся центральные рынки, и могучая воля человека сумеет вызвать к жизни и недра гранитных гор...” ("Лап ландия и лапландцы". СПб, 1877, с. 60). Некоторые считали Немировича-Дан ченко фантазером и даже вруном, но в его сочинениях не так уж много недосто верного. Например, он преувеличивает количество оленей в стадах богатых лопа рей, но делает это неумышленно: его ин форматоры сами не знали точного числа оленей у крупных владельцев скота. В художественных произведениях, посвя щенных Крайнему Северу, иногда сгуще ны краски, наблюдается известная склон ность к экзотике, показу необычного для средней России. Как и супруги Ефименко, Василий Не мирович-Данченко хотел своими творе ниями облегчить положение народных масс, привлечь внимание к Северу, уско рить его развитие и поднять до уровня цивилизации, достигнутого в норвежском Финмаркене. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz