Ушаков И. Ф. Личность в истории : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (357 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 23.03.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ СШЙОШМНИЕ ! I ИСТОРИИ КОЛЬСКОГО Г І І І І І І Р Ш І І І F | * 1 Й ! § В | Ш Иван УШАКОВ, краевед 3. ЗНАНИЕ — НА БЛАГО НАРОДА Одним из вдохновителей изучения ис­ тории Русского Севера являлся ссыльный демократ, бывший студент Киевского уни­ верситета Петр Ефименко. В "Архангельских губернских ведомо­ стях" за 1871 год (№ 58-73) он опублико­ вал статью "Что сделано для истории Крайнего Севера и что следует сделать", в которой определил значение историче­ ских знаний для народа, сделал обзор развития исторического краеведения, дал программу дальнейших исследований с целью составления полной истории А р ­ хангельской губернии. Люди на стадии варварства, писал П. Ефименко, еще не испытывали потреб­ ности в знании своего прошлого, но по мере развития общества они начинают осознавать себя отдельной народностью, появляются исторические сказания и ле­ тописи, в которых отражались "внешние события", затем стали создаваться произ­ ведения, в которых "уже более обраща­ ется внимание на внутреннюю жизнь на­ рода". Возникает период создания исто­ рических трудов. "Склонность к истори­ ческим занятиям,- продолжает П. Ефи­ менко,- количество и качество историче­ ских сведений, которыми располагает на­ род, всегда находятся в зависимости от степени умственного развития народа и, следовательно, служат лучшим мерилом его цивилизации. Народ, который стара­ ется о собрании и сохранении разного ро­ да исторических памятников, свидетель­ ствующих о его прошлом, который забо­ тится об исследовании прошедшего, не­ сомненно есть цивилизованный народ. Тот же, который не чувствует надобности в сохранении и исследовании таких памят­ ников, конечно, будет отнесен к невеже­ ственному народу, как бы он ни желал считаться образованным народом". Главную задачу истории П. Ефименко видел в познании "внутренней жизни на­ рода" с тем, чтобы обратить знание ее на пользу новых поколений людей. Без уяс­ нения прошедшего нельзя понять настоя­ щее и предвидеть будущее. Опыт про­ шлого необходим для принятия правиль­ ных действий, например по развитию про­ мыслов. "История показала... что все мо­ нополии, которые предоставлялись ком ­ паниям капиталистов, начиная с 17-го сто­ летия, только убивали промыслы; тогда как предоставление свободного развития местным народным производительным силам всегда было благотворно для края. Только зная это, практический деятель мог бы указать меру, полезную для на­ родного благосостояния". Другой пример - отношение к расколь­ никам. Попытка искоренить старообряд­ чество посредством жестоких репрессий не достигла цели, "ка к всякая насильст­ венная мера, направленная против убеж­ дений людей". П. Ефименко дал периодизацию исто­ рии края и обзор развития краеведения начиная с середины XVIII века. Архан­ гельские власти постоянно чинили препят­ ствия исследователям в использовании архивов губернских учреждений, считали первых историков "вольнодумцами", на­ зывали членов Общества любителей мес­ тной истории "формазонами" (франкма­ сонами), а само Общество - "противным религии". Положение изменилось, когда в Архангельске появились либеральные гу­ бернаторы, возник Статистический коми­ тет, который "в 1867 году объявил о наме­ рении своем составить полное историче­ ское описание губернии". В заключение П. Ефименко обращался к краеведам с при­ зывом "с энергией приняться за это де­ ло". В "Трудах Архангельского губернского статистического комитета" П. Ефименко опубликовал "Сборник народных юриди­ ческих обычаев Архангельской губер­ нии". После отмены крепостного права в Рос­ сии вырабатывались новые законы. Ефи­ менко хотел, чтобы они максимально со­ ответствовали интересам народа, ратовал за утверждение крестьянского самоуп­ равления. На основании сообщений мест­ ных жителей, записок разных наблюдате­ лей и научных исследований Н. Я. Дани­ левского Ефименко подробно рассмот­ рел систему экономических отношений между "хозяевами" и их работниками на рыбных промыслах Кольского Севера, сложившуюся на протяжении веков ка­ бальную зависимость поморской бедноты и лопарей от местных богатеев и скупщи­ ков промысловой продукции. "Это,- пи­ сал Ефименко,- своего рода крепостниче­ ство, образовавшееся при полной юриди­ ческой равноправности капиталистов и рабочих". Народ задавлен кучкой бога­ чей: "Заправляя экономическими силами местного населения, крестьяне-капитали­ сты, или, как их называет народ, мироеды и каиафы, держат в своих руках целые общества, к которым они принадлежат, и ворочают ими по своему благоусмотре­ нию и согласно своим интересам". В работе П. Ефименко обстоятельно описана организация труда на разных промыслах Кольского Севера, приводит­ ся много сведений о способах лова, на­ родном быте, ценах и т. п. К изучению Крайнего Севера П. Ефи­ менко привлек свою жену Александру Яковлевну (в девичестве Ставровскую, уроженку села Варзуги на Терском бере­ гу), по окончании гимназии "состоявшую в звании домашней учительницы". Ее пер­ вая работа - "Словарь местных наречий Архангельской губернии" - получила лес­ тную оценку читателей. А. Я. Ефименко собирала сведения по истории и трудовой деятельности поморского населения, за­ нимаясь в архиве Холмогорского архи­ епископского дома, который имел мор­ ские промыслы на Мурмане, знакомясь со старинными документами, хранивши­ мися в крестьянских избах на Двине, бе­ седуя с поморами - промышленниками и торговцами. Молодая исследовательница публикует рассказы о народной жизни на Севере ("Год лопаря” , "Мурманские про­ мыслы" и другие). В декабре 1872 года супруги Ефименко выехали на юг. Однако Александра Яков­ левна не прекратила занятий по освеще­ нию истории и народного быта Русского Севера. В 1873-1874 годах она издала в Петербурге два выпуска солидного труда "Сборник материалов об артелях в Рос­ сии", в котором подробно описаны про­ мыслы Кольского Севера, приведены ис­ торические сведения, опубликованы до­ кументы, дана характеристика социаль­ но-экономических отношений в крестьян­ ской среде. Автор указала, в частности, на широкое распространение грамотности среди поморского населения. Показа­ тельна такая деталь: работникам, отправ­ ляемым на Мурман, кроме разного сна­ ряжения и продовольствия выдавались "иконы, восковые свечи, простой и рос­ ный ладан, а также по нескольку листов писчей бумаги, так как расчеты между артелями и предпринимателем велись письменно" (1694 год). А. Ефименко вы­ ступала за избавление крестьян от кабалы богатеев "посредством широкого и обще­ доступного кредита". В 1884 году в Москве вышло исследова­ ние А. Я. Ефименко "Крестьянское зем­ левладение на Крайнем Севере (истори­ ко-юридический очерк)". В работе пока­ заны особенности землепользования в Поморье. Здесь долго сохранялась кре­ стьянская собственность на землю, было широко распространено долевое владе­ ние угодьями, большую роль в экономи­ ческой жизни играли монастыри: "В XVI- XVII веках,- отмечает А. Ефименко,- поч­ ти нельзя натолкнуться ни на одно сколь­ ко-нибудь значительное промысловое угодье, тоню, варницу, где бы львиная доля ни принадлежала монастырям, мес­ тным и центральным". Русское географическое общество из­ дало работу А. Я. Ефименко "Юридиче­ ские обычаи лопарей" (Записки по отде­ лению этнографии. СПб, 1878). Особый разряд литературы о Севере составляют записки путешественников. Еще в 1856 году на Кольском полуострове побывал писатель-этнограф С. В. Макси­ мов, который блестяще запечатлел жизнь края в книге "Год на Севере" (СПБ, 1859, главы 7-9). После открытия пароходства (1871 год) Мурман стали посещать значи­ тельно чаще прежнего разные просве­ щенные люди. Среди них видное место занимает Василий Немирович-Данченко, написавший множество сочинений по ма­ териалам своего пребывания на Коль­ ском полуострове в 1873 году. Путевые очерки Немировича-Данченко печатали популярные журналы "Отечест­ венные записки" ("За северным поляр­ ным кругом. Очерки Мурманского бере­ га". 1874), "Дело" ("Очерки Севера") и другие; выходили они и отдельными из­ даниями ("У Океана. Жизнь на Крайнем Севере". (СПб, 1875), "На просторе" (СПб, 1876) и под другими названиями. Наибо­ лее значимое среди них - "Страна холода. Виденное и слышанное" (СПб, 1877. 528 страниц). Зоркий наблюдатель, Немиро­ вич-Данченко всесторонне описал состо­ яние края, дал яркие зарисовки труда и быта местного населения, привел стати­ стические данные, рассказал о ходе коло­ низации Мурманского берега, становле­ нии капиталистических отношений (появ­ лении факторий, распространении наем­ ного труда), обрисовал типы предприни­ мателей; много внимания уделил жизни лопарей, записал их исторические преда­ ния, сказки, песни, воспоминания. В сочинениях Немировича-Данченко запечатлена новейшая история края. Ав­ тор страстно обличал алчных "хозяев", безжалостно эксплуатировавших работ- ников-покрученников, виноторговцев, спаивавших трудовой народ, разных хищ- ников-скупщиков промысловой продук­ ции и кредиторов, державших в постоян­ ной кабале рядовых промышленников. Произведения Немировича-Данченко познакомили читающую публику с Коль­ ским Севером, рассеяли расхожие пред­ ставления о нем как о крае "всяких ужа­ сов", "мерзлой окраине", "ледяной Саха­ ре". Писатель предсказывал Лапландии великое будущее: "Я не сомневаюсь, что на берегах ее воздвигнутся торговые го­ рода... Глушь ее и захолустье прорежутся дорогами... явятся центральные рынки, и могучая воля человека сумеет вызвать к жизни и недра гранитных гор...” ("Лап­ ландия и лапландцы". СПб, 1877, с. 60). Некоторые считали Немировича-Дан­ ченко фантазером и даже вруном, но в его сочинениях не так уж много недосто­ верного. Например, он преувеличивает количество оленей в стадах богатых лопа­ рей, но делает это неумышленно: его ин­ форматоры сами не знали точного числа оленей у крупных владельцев скота. В художественных произведениях, посвя­ щенных Крайнему Северу, иногда сгуще­ ны краски, наблюдается известная склон­ ность к экзотике, показу необычного для средней России. Как и супруги Ефименко, Василий Не­ мирович-Данченко хотел своими творе­ ниями облегчить положение народных масс, привлечь внимание к Северу, уско­ рить его развитие и поднять до уровня цивилизации, достигнутого в норвежском Финмаркене. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz